История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

В. И. А., д. № 222-092, л.л. 91-95.



- Здравствуйте, Сергей Георгиевич. Прошу вас ориентировать в обстановке. У вас ли главковерх Керенский? [160]

- Здравия желаю, Николай Николаевич. Доложу сейчас, что знаю, так как полные сведения собираюсь сейчас испросить у главкосева, как мне им указано было вчера. Вчера, после отдачи распоряжений об отмене движения войсковых частей к Петрограду, приехал Александр Федорович, который не разделяет мнения главкосева о необходимости отмены движения назначенных войсковых частей к Петрограду[1]. Однако передать распоряжения с подтверждением приказа о движении на Петроград не удалось, так как у аппаратов Революционным Комитетом, сформировавшимся в Пскове, были поставлены особые дежурные члены этого Комитета. В 5 1/2 часов 26 Александр Федорович выехал в Остров вместе с комкором 3 конного, который приезжал в Псков в 3 часа 26-го. Лично я главковерха не видел, а доложил мне об его здесь пребывании генерал Барановский, объяснив, что Александром Федоровичем принято решение вместе с 3 конным корпусом в полном его составе следовать первоначально к Луге. У нас получены следующие телеграфные сообщения: 1-е) постановление фронтового казачьего съезда, решительно осуждающего выступление большевиков и призывающего все казачество и всех, у кого осталась еще совесть и любовь к родине, к защите родины; 2-е) воззвание объединенных организаций партии эсэр, эсде, Центрофлота, армейских организаций в Петрограде и Центрального Исполнит. Комитета Совдепов, призывающее к тому же. У нас положение следующее: XII армия решительно и определенно высказалась против большевиков и заявила, что она употребит все свои силы, чтобы покарать бунтующую кучку большевиков. I и V армии заявили, что они за правительством не пойдут, а пойдут за Петроградским Советом. Это я вам сообщаю решение армейских комитетов. В Петрограде, по нашим сведениям, произошло следующее: Зимний дворец, где сгруппировалось Временное Правительство, после штурма, дошедшего до рукопашной, был взят большевиками, и члены Временного Правительства отправлены в Петропавловку. Большевики, тем не менее, должны праздновать Пиррову победу, так как за ними нет никого: вся организованная демократия стала против них, объединившись в Комитет Народной Обороны, в который вошли и все члены фронтовых организаций, находящиеся в Петрограде, а равно и весь состав думы. Этот Комитет Народной Обороны выслал на все окраины и въезды в Петроград своих представителей для встречи подходящих войск, которые, к сожалению, не подходят. 3 конный корпус из района Острова, I армии и Витебска, если не продолжает, то [161] будет продолжать движение. Распоряжение об этом главковерхом отдано категорическое, и мы его исполняем. Лукирский.

- Очень вам признателен. Не можете ли вы точно установить, где сейчас находится главковерх, и могу ли войти с ним в связь через вас? Необходимо немедленно установление этой связи. Прошу по исполнении этого мне телеграфировать, также[2] прошу указать.

- Мы ждем главковерха сегодня же в Пскове, куда главковерхом приказано переместиться и штабу 3 конного корпуса. Надежной связи телеграфной между Псковом и Островом у нас нет, но штасев может принять вашу депешу и немедленно отправить ее с офицером на автомобиле навстречу главковерху. Все.

- Хорошо, передаю телеграмму[3].

- Самокатные батальоны, по имеющимся у меня сведениям, полученным еще вчера, находятся, примерно, в 70 верстах от Петрограда и здесь приостановились. О решении комитетов армий севфронта я уже доложил в начале нашего разговора, других сведений у меня пока нет. Комиссарсев Войтинский утром вместе со мной был у главкосева и при мне докладывал о положении в Петрограде, изменяющемся не в пользу восставших. В настоящее время Войтинский куда-то уехал; я послал уже за ним и полагаю, что через час он подойдет к аппарату. За это время на аппарате будет говорить с Петроградом генерал Барановский, которого Петроград просит подойти к аппарату. Ориентировать вас буду немедленно во всем том, что будет доходить до меня из сведений о слагающейся обстановке и месте нахождения главковерха. Телеграммы, продиктованные вами на имя главковерха, отошлю с офицером Александру Федоровичу сейчас же. Лукирский.

- Все. Вероятно, будут приняты меры вами по охране главковерха в Пскове? Может быть, еще добавим одну телеграмму главковерху[4]...


[1] В подлиннике находится сделанное чернилами примечание: «Распоряжение об отмене движения войск на Петроград сделано с согласия главковерха, который приехал в Псков не после отмены, а до нее. Вторичное распоряжение о посылке 3-го кон[ного] к[орпу]са отдано главковерхом непосредственно комкору 3 кон. к[орпу]са. [Подпись]». Далее приписано синим карандашом: «Доложено наштаверху было на основании сообщенного мне генкварсевом как присутствовавшим при встрече главковерха с главкосевом. Сам я лично при встрече и разговоре не присутствовал. О приезде главковерха я узнал после отмены распоряжения. Г.-м. Лукирский».

[2] Так в подлиннике.

[3] Текста телеграммы Духонина в «разговоре» нет.

[4] На этом разговор оборван.


Текст воспроизведен по изданию: Октябрь на фронте // Красный Архив. - М.-Л., 1927 № 04 (23). - C. 160-162.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."