История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Исполн. должность комиссара при штабе верх. главноком. В. И. А., д. № 2247, ч. I, л. 25.
Сообщаю обстановку данного момента в Петрограде: Невский до Мойки свободен для движения. От Мойки до Зимнего дворца и кругом его патрули матросов и солдат петроградских полков не пропускают никого. Остальные улицы свободны для движения, даже трамвайного. Вокзалы, телеграф и телефон заняты восставшими войсками. Около Смольного, где помещается штаб восставших войск, дежурят два броневика и несколько пулеметов на автомобилях. В общем, уже на улицах спокойно, и столкновений в течение дня почти не было. Толпа на улицах и в трамваях поражает своим безразличием. В думе заседает сейчас Комитет Спасения Революции из представителей думы и той части Центрального Комитета, которая удалилась из Смольного, порвав с большевиками.
Случаев погрома не было.
Фактическое соотношение сил таково, что до позднего вечера, когда началась осада Зимнего дворца, восстание происходило бескровно. Восставшие снимали правительственные посты без всякого сопротивления. План восстания, несомненно, был заранее разработан и проводился стройно. Комитет Спасения никакими силами не обладает. Крейсер «Аврора» подошел к Николаевскому мосту и обстреливал Зимний дворец, где собрались члены Временного Правительства, охраняемые юнкерами. Около полуночи Зимний дворец был взят приступом с большими потерями с обеих сторон. Члены правительства арестованы. Вначале восставшие не проявляли большой решимости, [156] но, почувствовав отсутствие сопротивления, начали быстро захватывать все главные учреждения.
Большевики растерянно ищут поддержку в других слоях, говоря о совместной работе. Ленин, выступая в Петроградском Совете, заявил, что немедленного мира ждать невозможно и решительная политика мира не означает немедленного прекращения войны. Как сложится власть, сказать трудно, но можно предвидеть, что социалисты-революционеры, меньшевики, кооператоры и все, что вправо от них, участвовать во власти не будут. Есть сведения, что главковерх Керенский в Пскове и что войска, идущие на Петроград, остановлены главкосевом, чтобы избежать кровопролития. 1483 с.
Комиссарверх подполковник Ковалевский.
5 часов 26 октября[1].
[1] На обороте телеграммы имеется, в числе других записей карандашом, следующая помета: «вернуть Франция № 4».
Текст воспроизведен по изданию: Октябрь на фронте // Красный Архив. - М.-Л., 1927 № 04 (23). - C. 156-157.
Комментарии |
|