История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
г. Самара
[Ф р у н з е]: - Здравствуйте, т. Тухачевский. Вкратце дайте обстановку на вашем фронте[1].
[Т у х а ч е в с к и й]: - Здравствуйте, т. Фрунзе. Результаты дня еще не обозначились. Вчера к вечеру 25 дивизия заняла Пилюгино, Никольское и Куроедовку. Сегодня наступление продолжается. Штадив 25 переходит в Березняки. Сведения о сегодняшнем наступлении еще не получены, точно так же и от 3 бригады 26 дивизии, которая также наступает. По получении сведений донесу. 2 бригада 26 дивизии перешла.
[Ф р у н з е]: - Надеетесь ли вы удержаться своим левым флангом в районе Кабаново - Сарбайская еще дня четыре?
[Т у х а ч е в с к и й]: - Вряд ли. Сейчас только получено донесение, что части 1 бригады 27 дивизии, не выдержав напора, отошли на Шумарку, где приводятся в порядок для контратаки. Ей помогает 2 бригада 26 дивизии. Считая своевременным, прошу передать в мое распоряжение 2 дивизию, штаб ее выдвинуть в Тростянку и ускорить сосредоточение частей. Пока приму все меры, чтобы затянуть бои в районе Сарбайская - Кабаново. - Тухачевский.
[Ф р у н з е]: - Пришел ли к вам броневой отряд?
[Т у х а ч е в с к и й]: - Да, он двинут из Кинель Черкасской на Сарбайскую, не знаю только, как он пойдет по дорогам, выслана разведка пути.
[Ф р у н з е]: - 2 дивизия мною вам передается. Прошу иметь в виду, что это мой последний резерв и употребление его должно быть связано с полным разгромом противника. Лично у меня сомнений в нашей победе нет никаких. Сегодня посадил на баржи два полка 3 бригады. Настроение превосходное. Не позднее 4-го в районе Черновка - Березовка сосредоточится вся бригада при двух батареях, 4000 штыков, кавалерийском эскадроне и с временно приданным ей броневым отрядом Туркармии из трех машин. Три эшелона 2 бригады вышли из Иващенково. Следующие грузятся.
Употребление дивизии должно быть следующее. 3 бригада сосредоточивается в указанном районе, должна [73] стремительным ударом занять Сергиевск и, продвигаясь на северо-восток по тракту р. Сок на Старую и Новую Обошни, разорвать связь бугурусланской группы противника с бугульминской. Одновременно части 2 бригады, сосредоточившиеся в районе Екатериновка - Березовка - Степановка - Александровка, должны содействовать этому движению, охватывая правый фланг группы противника, наседающей на 1 бригаду 27 дивизии. Части 26 дивизии по занятии Бугуруслана должны двинуться на северо-запад, примерно по тракту Бугуруслан - Султангулова - Давыдкина, стремясь соединиться с частями 2 дивизии и окружить таким образом ударную группу противника. Части 25 дивизии, которую я предполагаю включить в состав Туркармии, должны двинуться от Бугуруслана на север на Бугульму, угрожая глубокому тылу противника. Части 31 дивизии должны занять фронт, прикрывающий железную дорогу на Белебей, где, по некоторым данным, в районе Сарай Гир - Абдулино - Новоспасское производится группировка противника. Одновременно с этим остальные части 27 дивизии, подкрепленные четырьмя полками, заканчивающими сосредоточение, по словам комфронта Каменева, 3-го числа в районе Мелекесса[2] должны перейти в решительное наступление против бугульминской группы, стараясь охватить ее левый фланг. Вот в общих чертах мой план. Недостаток заключается в том, что мелекесскую группу, несмотря на мои настойчивые требования, фронт, по-видимому, предполагает не подчинять мне, а руководить ей самостоятельно, что лишает меня и вас возможности быть там полным хозяином. В последней директиве фронта об этом не говорится ничего, поэтому будем считать хозяевами положения себя и, стало быть, ваш приказ должен касаться и означенной группы. Сейчас буду иметь разговор с комфронта, ибо не совсем согласен с некоторыми положениями в его последней директиве. Мой приказ получите завтра[3] . Ваши соображения по поводу изложенного плана? - Фрунзе.
[Т у х а ч е в с к и й]: - Общую идею плана более чем одобряю, за исключением передачи 25 дивизии Туркармии. Задача Туркармии должна быть пассивною, или короткое преследование. Движение на север 25 и 26 дивизий совершенно однородно по своей задаче и цели, и потому обе дивизии должны быть объединены или в той, или в другой армии. Но так как этот план [74] мною уже подготовлялся как в подготовке средств связи, так и передвижения, то для того, чтобы не терять времени и развить максимум энергии, считаю необходимым 25 дивизию, придав ей 73 бригаду, оставить у меня. Это даст возможность, решительно проведя операцию, передать 25 дивизию Туркармии простым движением от Бугульмы на Белебей. Относительно мелекесской группы[4] считаю, что фронт ей не сможет управлять, так как нет подходящих проводов. Я же могу использовать для связи средства двух дивизий. Окончательно высказать свой план я бы задержался на день, на два, чтобы сразу и окончательно издать приказ, отвечающий обстановке. Если позволите, то буду вам представлять свои соображения окончательно после наметившегося развертывания войск для новой операции, т. е. через день-два. В успехе совершенно не сомневаюсь, важно только сорганизовать действительный погром противнику под Бугульмой. - Тухачевский.
[Ф р у н з е]: - Хорошо, отвечайте относительно 25 дивизии. Ответ получите вместе с приказом. Возможно, что она придана будет вам, поддержите настроение частей. Между прочим, всех пленных направляйте на Самару, не задерживая в тылу армии. Пока до свидания. - Фрунзе.
[Т у х а ч е в с к и й]: - Хорошо, прошу поскорее отдать приказ 2 дивизии о передаче ее мне, чтобы я мог скорее с ней связаться. Прошу отдать приказ сейчас, а я приму меры к связи. До свидания. - Тухачевский.
[Ф р у н з е]: - Хорошо. - Фрунзе.
ЦГАСА, ф. 185, оп. 3, д. 176, л. 2-6. Телеграфная лента.
[1] В первые дни Бугурусланской операции обстановка на фронте 5 армии была сложной, так как противник частями 2 Уфимского корпуса продолжал вести наступление в районе Сергиевска и Бугульминской ж. д. в связи с этим наряду с решительным наступлением на своем правом фланге 5 армия в центре и на левом фланге решала оборонительные задачи. Обстановка, сложившаяся к этому времени на сергиевском направлении, вызывала серьезную озабоченность: противнику удалось продвинуться к Самаро-Златоустовской ж. д., угрожая ст. Кротовка, где находился штаб 5 армии. Как показывает разговор по прямому проводу, передача 2 стрелковой дивизии (резерва Южной группы) для усиления 5 армии на сергиевском направлении была вызвана условиями сложившемся обстановки и просьбой командующего 5 армией (ЦГАСА, ф. оп. 3, д. 176, л. 2-6).
[2] По-видимому, речь идет о войсках, сосредоточенных командованием Восточного фронта в районе Мелекесса и включенных в армию с 6 мая 1919 г. приказом войскам армии № 334 от 19 мая 1919 г. в составе 2 бригады 35 стрелковой дивизии, 1 Мелекесского рабочего батальона, кавалерийского дивизиона, 1 Тамбовской мортирной батареи (ЦГАСА, ф. 185, оп. 3, д. 1453, л. 115; ДКФКА, т. 2, док. 625) .
[3] Речь идет о приказе войскам Южной группы Восточного фронта № 023 от 1 мая. Этим приказом резерв Южной группы - 2 стрелковая дивизия (2 и 3 бригады) - был передан в состав 5 армии для развития решительных действий в охват правого фланга 4 Уфимской дивизии противника с целью не только остановить его нажим на юг (в направлении Самаро-Златоустовской ж. д.), но путем окружения уничтожить (М. В. Фрунзе на фронтах гражданской войны, с. 129-130).
[4] Вопрос о мелекесской группе (см. примеч. 2), передаваемой для усиления 5 армии на бугульминском направлении, а также о переходе в состав 5 армии всех трех бригад 25 стрелковой дивизии был разрешен приказом войскам Южной группы № 024 от 4 мая 1919 г. В состав бугульминской группы была включена 2 бригада 35 стрелковой дивизии (310, 311 и 312 полки) и Мелекесский полк, а 73 бригада 25 стрелковой дивизии из состава Туркестанской армии переведена на присоединение к своей дивизии в 5 армию с временным подчинением всей дивизии в оперативном отношении командарму 5 (М. В. Фрунзе на фронтах гражданской воины, с. 138-139).
Комментарии |
|