История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Только что получил телеграмму командюжа: «Купянск, 21 марта. Я подчеркивал необходимость согласованных действий, тесной связи и взаимной поддержки при выполнении решительной операции в Донецком районе и, в частности, неоднократно указывал на все значение скорейшего энергичного выдвижения левого фланга армии (41-й дивизии) для освобождения плацдармов на правом берегу р. Северный Донец.
Это выдвижение получило еще большее значение с выходом бригады Турчина в районе Мечетковский - Картушинский - Ивановка - Таловый. Между тем, 41-я дивизия, часто действуя не на большом фронте и имея надежное обеспечение своего левого фланга р. Донец, до сего времени не только не выполнила поставленную ей задачу, но при первом серьезном столкновении с противником постыдно опять отошла назад, мешая этим сосредоточению у них в тылу на правом берегу других частей и предав бригаду 42-й дивизии, левый фланг которой оставила обнаженным.
Несмотря на это, начдив 41-й и политкомы возбудили ходатайство о передышке и приостановке наступления и на следующий день не выполнили боевого приказа. Это доказывает отсутствие понятия общей обстановки и необходимости согласованных действий, отсутствие сознания [235] долга и взаимной поддержки. Именно такой образ мышления и действий был причиной неудач на фронте 13-й армии, когда каждый думал только о себе и не думал о соседях и их положении.
Отход 41-й дивизии и малодушные мысли о передышке могли привести к тому, что начатая операция, имеющая значение для всей армии и даже фронта, в самом начале могла быть сорванной: с отходом 41-й дивизии и просимой передышкой после одного дня выдвинувшиеся в район Мечетковский - Картушинский - Ивановка - Таловый части 42-й дивизии могли оказаться в одиночестве и подвергнуться сосредоточенному удару, потеряв достигнутый успех.
С отходом частей 42-дивизии в таком же положении могла оказаться 13-я дивизия, выдвинувшаяся вперед, выполняя боевую задачу.
Так, при отсутствии согласованности и взаимной поддержки части армии вразброд будут выдерживать контрнаступление и подвергаться контрударам: сегодня благодаря отходу 41-й дивизии и ее пассивности может быть отброшена бригада 42-й дивизии, а завтра опять 41-я дивизия, начавшая наступление после того, как поставила в тяжелое положение соседа и потому сама могущая попасть в изолированное положение. В этом только и заключается спасение противника, и этим он до сего времени пользовался.
Командному составу и комиссарам 41-й дивизии не следовало думать и просить о передышке, а все силы употребить на усвоение товарищами красноармейцами положения вещей, их святого революционного долга, думать не только о себе, но о братьях, сражающихся по соседству и имеющих право быть уверенными, что их не предадут, а наоборот, поддержат.
До сего времени 41-я дивизия не дала ни одной победы, ни одного решительного успеха, который закрепила бы за собой. Немногие случаи продвижения с боем вперед неизбежно кончались поспешным отступлением назад, и в истории развития боевой операции на фронте она сыграла печальную роль, затормозив события, результаты чего сказываются теперь.
В районе Красновки дивизия сдавала перед малочисленными 6-м, 7-м и 8-м конными казачьими полками и вооруженной из местного казачьего населения дружиной, и теперь перед ней действуют, главным образом, те же жалкие остатки 6-го, 7-го и 8-го полков, митякинская и гундоровская дружины из контрреволюционных стариков местных станиц.
Передайте 41-й дивизии, что весь фронт ждет от 41-й дивизии полного удара, привычного для других доблестных войск красного комфронта.
Передайте, что от командного состава и комиссаров ожидается самая плодотворная работа.
Требую от командного состава самого близкого руководства и участия в действиях и уверен, что руководимые примером революционные полки 41-й дивизии не заставят ждать их сокрушительного удара и сумеют завоевать своими геройскими действиями почетное место в рядах революционной Красной Армии.
Пусть 41-я дивизия знает, что от ее действий и энергичного выполнения [236] задачи зависит успех операций; и этого выполнения задачи наш фронт ждет, а я уверен, что 41-я дивизия в решительный момент борьбы, когда нам осталось нанести контрреволюционным бандам последний удар, доблестно исполнит свой революционный долг.
Командюж В. Г и т т и с
Политком И. С а м а р и».
В словах командюжа т. Гиттиса звучит горькая истина. Нужно иметь силу сознаться, что 13-я армия и, в частности, 41-я дивизия до сих пор не сумели нанести сокрушительного удара врагу и не сумели закрепить за собой такие важнейшие пункты, как Рутченково, Новобожедаровка, Никитовка, Дебальцево.
Между тем, по численности 13-я армия превышает силы противника; кроме того, действует в районе, где население почти все целиком на нашей стороне и ждет советские красные войска как избавителя от нагайки старого казака, развращенного самодержавием, и от невыносимого режима бывших царских генералов и капиталистов.
13-я армия, имея в тылу огромные резервы, может и должна немедленно разбить противника и внести красные знамена в Таганрог, Ростов и Новочеркасск.
Наш неуспех приписываю исключительно командному составу, политкомам и комячейкам, которые не умеют использовать наше выгодное положение, чтобы вести вверенные им части красных войск к быстрой и решительной победе. Особенно это относится к 41-й дивизии.
Из донесений усматривается отсутствие у командного состава стремления идти на выстрелы, на выручку товарищей.
Наоборот, красной нитью проглядывает бездействие и ожидание помощи от соседей.
Нужно помнить, что на помощь может рассчитывать только тот, кто сам ее готов всякую минуту оказать.
Отдельные герои в дни самодержавия умели бороться и побеждать врагов пролетариата, несмотря на тучу охранников, жандармов, полицейских и т. п.
Ныне рабочие и крестьяне России и Украины создали для защиты социальной революции свою могучую Красную Армию.
Во всех странах всего земного шара, как звезды на небе, вспыхивают один за другим красные социалистические огни.
Рабочие и крестьяне всех стран организуют свои Красные Армии.
В Германии Красная Армия уже сражается со своими угнетателями. Недалек момент торжества трудящихся над эксплуататорами.
В это время каждый командир, каждый солдат, который по халатности и по трусости не выполнит своего долга перед Красной Армией, перед рабочими и крестьянами всего мира, должен быть передан Революционному военно-полевому трибуналу и беспощадно наказан как дезертир и изменник революции.
Я жду от солдат и командиров 13-й армии, и в особенности от 41-й дивизии, что они сумеют без всякого промедления разбить противника и заставить себя уважать. [237]
Приказ этот объявить под расписку всем командирам, всем политкомам и всем членам комячеек и, кроме того, прочесть перед строем во всех ротах и эскадронах.
Купянск, 21 марта, 21 час. 25 мин.
Командующий 13-й армией И. К о ж е в н и к о в
Член Реввоенсовета О. С о м о в
ЦГАСА, ф. 338, оп. 3, д. 6, лл. 14. 18.
Типографский оттиск.
Текст воспроизведен по изданию: Гражданская война на Украине. 1918-1920: Сборник документов и материалов. - Т. I. Кн. 2. - Киев, 1967. C. 235-238.
Комментарии |
|