История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Началась 6 июня 1919 года в 1 час 5 мин.
Присутствовали: Ной Николаевич Жордания, генерал Бич, полковник Сандерс, секретарь Мачавариани.
Генерал Бич. Я только что прибыл из Эрзерума, куда ездил с целью познакомиться с положением вещей в этом районе.
Сегодня я получил письмо и думаю, что можно будет вновь открыть переговоры с Добровольческой армией, и хотя это - частное сообщение, но я уверен, что оно вполне заслуживает доверия.
Председатель правительства. Мы тоже ждем возобновления переговоров, так как не можем вечно стоять на фронте. Либо война - либо мир. Известно ли вам, генерал, что четвертого дня добровольцы произвели наступление, были убитые и раненые?
Нами наступление было отбито, но грузинские войска не переходили в наступление.
Генерал Бич. Это были армяне.
Председатель правительства. Армяне у добровольцев в передовых частях.
Генерал Бич. Насколько мне известно, генерал Деникин в это время не переходил в наступление. Я хотел с вами переговорить о закрытии тифлисской газеты. Официально сообщается, что газета закрыта за напечатание сведений о наступлении Деникина.
Председатель правительства. И за то, что эта газета является деникинским органом, неоднократно писавшим и одобрявшим политику этого генерала.
Генерал Бич. А против английской части газеты вы ничего не имеете против?
Председатель правительства. Нет.
Генерал Бич. Я прошу вас указать статьи, за которые эта газета закрыта, так как редактором там состоит капитан Линдлей-Скотт, и было бы неприятно, если английская газета будет закрыта.
Председатель правительства. Английская газета может печататься сколько угодно; мы - против тех статей, которые помещаются в русской части «Тифлисского Листка». [163]
Генерал Бич. Я прошу вас дать мне список этих статей.
Председатель правительства. Это дело министерства внутренних дел.
Генерал Бич. Может быть, вы распорядитесь...
Председатель правительства. Я не могу сделать подобных распоряжений, так как это будет иметь вид вмешательства англичан в наши личные дела. В частном порядке, из симпатии лично к вам, генерал Бич, я попрошу доставить интересующие нас статьи.
Генерал Бич. Тогда вы разрешите мне сейчас поехать к г. Рамишвили.
Председатель правительства. Я бы советовал вам поехать завтра, так как ему нужно будет распорядиться, чтобы приготовили все материалы по этому предмету. Ведь вы понимаете, генерал, что статьи эти у него не в портфеле, под рукой, а имеются в делах канцелярии.
Генерал Бич. Редактор «Тифлисского Листка» г. Франчески, высылаемый ныне из пределов Грузии, обратился за помощью к редактору английской части «Тифлисского Листка» - Линдлей-Скотт с просьбой о содействии, но он ничего не может сделать, и Франчески сердится.
Председатель правительства. При чем же редактор английской газеты? Разве он информировал г-на Франчески?
Генерал Бич (поспешно). Нет. Но они оба обратились ко мне с просьбой узнать, за что высылается г. Франчески.
Председатель правительства. Может быть, Линдлей-Скотт не знает причины, но Франчески знает очень хорошо.
Генерал Бич. А могу я частным образом узнать причину?
Председатель правительства. Пожалуйста, за антиправительственное направление газеты, распространение вздорных слухов и сочувствие к генералу Деникину.
Генерал Бич. Не был ли он агентом генерала Деникина?
Председатель правительства. Не знаю.
Генерал Бич. Франчески мне казался умеренным.
Председатель правительства. Он был в нашей партии, и мы его все хорошо знали, Он был в свое время выслан, но затем вернулся. Повторяю, что мы его хорошо знали.
Генерал Бич. А ваше мнение?
Председатель правительства. Затрудняюсь сказать. Судя по газетным материалам, по высказываемым взглядам и т. п., он был определенным сторонником Деникина. Этот случай почти аналогичен с высылкой председателя Русского национального совета Лебедева, которому предложили покинуть пределы Грузии за доносы Деникину и Краснову.
Генерал Бич. Что же Лебедев и Франчески были в контакте?
Председатель правительства. Не знаю, но они были хорошими друзьями. Вообще русский национальный элемент здесь агитирует за Деникина, а местные русские жители, сншвшиеся здесь, его не переваривают. [164] Лучшим доказательством служит последний съезд русских жителей Закавказья, когда все чиновники, сторонники Деникина, были удалены со съезда, а оставшиеся в громадном большинстве голосовали за нас. Настоящие русские коренные жители Грузии не переваривают генерала Деникина и его реакционную политику.
Генерал Бич. У меня к вам просьба частного характера. Один мой друг просил узнать, кто у вас в Грузии лучший адвокат по гражданским делам.
Председатель правительства. Лучшим не только в Тифлисе и Грузии, но и на всем Кавказе по гражданским делам считается Серг. Дав. Джапаридзе.
Генерал Бич. А криминалист?
Председатель правительства. Долуханов, Месхиев.
Генерал Бич. Очень благодарен.
Председатель правительства. Я очень прошу вас, если будут иметься какие-либо определенные сведения о Деникине, не отказать в любезности сообщить мне.
Генерал Бич. Всегда к вашим услугам.
Взаимные приветствия.
Беседа окончена в 1 час 10 мин.
Текст воспроизведен по изданию: «Демократическое» правительство Грузии и англ. командование // Красный Архив. - М.-Л., 1927 № 02 (21). - C. 163-165.
Комментарии |
|