История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Заголовки в настоящей публикации взяты из подлинников.
6 февраля 1919 г. Четверг. 1 час 5 мин. дня.
После взаимных приветствий ген. Броуд спрашивает председателя правительства о том, получил ли он от генерала Форестьер-Уоккера доклад английской железнодорожной комиссии о состоянии железных дорог как на территории Грузинской республики, так и на протяжении всего пути бывших Закавказских жел. дорог.
Генерал прибавляет, что председателю правительства, очевидно, известно и то, что английское командование на Кавказе, желая итти навстречу улучшению железнодорожного хозяйства Грузинской республики, полагало бы установить наблюдение, пользуясь своим опытом, за ведением железнодорожного дела.
Председатель правительства благодарит генерала за внимание, проявляемое английским командованием по отношению к Грузинской республике, и говорит, что вопрос контроля английским командованием грузинских госуд. жел. дорог передан на обсуждение железнодорожного совета, заключение которого, будучи препровождено правительству, будет незамедлительно сообщено английской железнодорожной миссии.
Генерал Броуд замечает, что есть масса мелких вопросов, которые могли бы быть разрешены без всякой задержки теперь.
Председатель правительства, не возражая по существу затронутого вопроса, отвечает, что как только кардинальный пункт будет принципиально разрешен железнодорожным советом, все детали разрешатся сами собой.
Генерал Броуд соглашается с мнением председателя правительства и переходит к вопросу, о котором английское командование уже имело честь снестись с министерством иностранных дел, а именно о создании общей железнодорожной комиссии совместно с республиками Азербайджаном и Арменией.
Председатель правительства доводит до сведения генерала Броуда, что правительство Грузии давно обсуждало этот вопрос и всецело находит необходимым создание межгосударственной железнодорожной комиссии. Правительство сомневалось лишь в одном, а именно - в согласии англичан в этом вопросе.
Генерал Броуд. Почему?
Председатель правительства отвечает, что создание общей железнодорожной комиссии было бы невозможно без присоединения ветки Натанеби - Батум для эксплоатации ее для прямого сообщения. Иначе пришлось бы иметь дело еще с вновь образовавшимся управлением для этого перегона, что значительно затруднило бы сквозное движение. [125]
Генерал Броуд доводит до сведения председателя правительства, что английское командование никогда не было против передачи грузинскому правительству для эксплоатации означенной ветки, но ставило этот вопрос в непосредственную связь с ускорением создания межгосударственной комиссии.
Председатель правительства сообщает генералу, что как только эта ветвь будет передана грузинскому правительству, которое безусловно предоставит право контроля по линии Натанеби - Батум и представителю английского командования, весь вопрос о создании комиссии будет разрешен незамедлительно.
Генерал Броуд говорит, что англичане ждали лишь создания этой комиссии, а вопрос передачи будет разрешен ими в благоприятном смысле для Грузинской республики. Для него, как для лица, не вполне еще ознакомившегося с положением дел на ветви Натанеби - Батум, трудно было бы сейчас дать категорический ответ, но, желая итти навстречу правительству Грузии в деле упорядочения железнодорожного хозяйства, он согласен теперь же разрешить этот вопрос.
Председатель правительства сообщает генералу, что вопрос создания межгосударственной комиссии по вопросам эксплоатации всей линии бывшей Закавказской железной дороги был бы, несомненно, разрешен много раньше, и правительство Грузинской республики предлагало созвать конференцию, где был бы затронут и этот вопрос, но война, вспыхнувшая между Грузией и Арменией, помешала этому начинанию.
Генерал Броуд. Я понимаю.
Председатель правительства интересуется взглядами генерала, как специалиста, о тех мерах, которые можно было бы предпринять для улучшения положения железных дорог именно Грузинской республики.
Председатель правительства просит генерала Броуда не отказать в любезности обо всех мероприятиях, которые он находит необходимыми, сообщить правительству Грузии в письменной форме.
Генерал Броуд сожалеет, что, будучи обременен громадной работой, он не имел возможности до сего момента осмотреть детально состояние грузинских жел. дорог, что он проехал только до Тифлиса, но на-днях он направляется в сторону Батума и обо всем виденном сообщит в письменной форме правительству Грузии.
Председатель правительства говорит генералу, что, будучи за границей и, в частности, в Англии, он всегда любовался идеальной постановкой железнодорожного дела, где, при небольшом сравнительно количестве служащих, царит образцовый порядок как в смысле эксплоатации пути, так и доходности железных дорог.
Генерал Броуд обещает, что все свое знание, а у него его немало, так как генерал заведывал всем железнодорожным движением Франции и транспортом войск и снаряжения, он предоставит к услугам Грузинской республики. [126]
Председатель правительства благодарит генерала за его любезность и надеется, что Грузия поспешит воспользоваться его доброжелательным отношением.
Генерал Броуд глубоко убежден, что при том количестве подвижного состава, каким обладает Грузинская республика, можно прекрасно оборудовать железнодорожное дело, и он примет все меры, чтобы помочь грузинскому государству получать доходы с жел. дороги. Генерал просит по всем делам, касающимся вопросов жел. дороги, обращаться к нему непосредственно в железнодорожную миссию, помещающуюся на Фрейлинской ул., № 6.
Председатель правительства еще раз благодарит ген. Броуда за внимание и просит после поездки в Батум не отказать поделиться с ним впечатлениями, создавшимися от осмотра линии Грузинской жел. дороги.
Разговор окончен в 1 час. 20 мин. дня.
Текст воспроизведен по изданию: «Демократическое» правительство Грузии и англ. командование // Красный Архив. - М.-Л., 1927 № 02 (21). - C. 125-127.
Комментарии |
|