История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Варшава
Товарищи!
Вы совершили великое дело. Вы достигли цели, ради которой боролись и гибли многие поколения русских революционеров. Вы свергли самодержавие - этот самый опасный оплот реакции, то самодержавие, против которого поднимались и польские национальные восстания, с которым боролись польские социалисты.
Во время этой ужасной войны Вы своей революцией вселили бодрость во всю европейскую демократию, которая теперь уверена в том [41] что в этой войне подлинными победителями будут не империалистические правительства, а народы, все народы, которых породнит свобода.
Поздравляем Вас с победой и горячо желаем Вам, чтобы Вы утвердили в России демократическую республику - на благо всего человечества. Мы горячо желаем также, чтобы Ваша великая революция стала непосредственным вступлением к заключению мира. Товарищи! За что должен бороться теперь народ России? За возвращение польских и литовских земель? Или во имя лицемерных лозунгов Николая Николаевича?[1]
Товарищи! Мы уверены в том, что Российская республика укрепится только в том случае, если она порвет с захватнической политикой царизма, если она откажется от польских и литовских земель[2].
Мы боролись с царизмом за независимость нашей родины. Война вырвала нас из-под власти царизма прежде, чем Вы покончили с ним у себя. Разве Вы хотели бы теперь связать нас насильно со своим государством, скомпрометировать дело своей свободы, а нашей стране принести новые страдания и кабалу?
Мы не хотим присоединения к какому-либо другому государству, мы хотим, чтобы польское государство было совершенно независимым.
Мы не доверяем Вашей либеральной буржуазии. Мы не верим никаким обещаниям - равно как русского, так и германского либо австрийского правительства. В условиях, которые создались в результате военных событий, мы с самого начала этой войны непреклонно стремились к созданию независимого демократического польского государства. Ничто нас не заставит свернуть с этого пути. Мы хотим, чтобы это государство было республикой. Мы хотим, чтобы оно было фактором мира. Мы стремимся к этому и боремся за то, чтобы сегодня это уже стало реальностью. Польский народ энергично добивается от Германии и Австро-Венгрии, чтобы они отказались от своей политики, противоречащей декларации от 5 ноября[3], от политики безжалостных оккупантов, и делом подкрепили бы свои слова. Но мы не хотим, чтобы Ваши войска снова захватили нашу страну. Мы не хотим ставить свою судьбу в зависимость ни от российского, ни от какого-либо другого государства. Мы боремся - повторяем это - за полную независимость.
Товарищи! Вы можете оказать нам огромную услугу, если заставите свое правительство искренне признать нашу независимость и отказаться от намерения присоединить нас путем войны.
Мы хотим, чтобы наша независимость находилась под защитой всей европейской демократии. Ваша революция рождает у нас надежду, что республиканская Россия не только полностью порвет с политикой царизма в отношении нас, но и поддержит всей своей моральной силой нашу подлинную и безусловную независимость.
Жмем ваши руки.
Центральный рабочий комитет
Польской социалистической партии
Типограф. экз. на польском языке.
Bibl. Zakł. im. Ossolińskich, teki Łempickich, dział III, materiały polityczne, t. IX, 6905/11.
[1] Речь идет о воззвании главнокомандующего царской армии к полякам от 14 августа 1914 г. В этом воззвании выражалась надежда на объединение всех польских земель под скипетром русского царя и содержалось обещание предоставить этим землям самоуправление, которое можно было толковать двояко: и как политическую автономию, и как местное самоуправление в прямом смысле (см. М. В. М и с к о. Октябрьская революция и восстановление независимости Польши. М., 1957, стр. 25).
[2] Захватнические стремления ППС-«фракции» в отношении Литвы и Белоруссии были сформулированы в документах XII съезда (6-8 января 1916 г.), а также сентябрьской конференцией этой партии в том же году. Резолюция XII съезда по этому вопросу гласила: «Огромное пространство... вплоть до пинских болот и лесов Белоруссии, вот территория, на которой свободный польский народ должен заложить собственную государственность». Сентябрьская конференция, подтверждая вышеприведенное положение, доказывала, что «Литву нельзя сделать отдельным государством» (см. «Robotnik» [ППС-левицы], II, 1918).
[3] Речь идет о декларации германских и австрийских оккупационных властей от 5 ноября 1916 г. (cм. док. 8, прим. 2). ППС-«фракция» поддержала декларацию 5 ноября 1916 г. В сентябре 1917 г., когда оккупационные власти в Польше создали Регентский совет, в состав которого вошли архиепископ Каковский, князь 3. Любомирский и граф Ю. Островский, ППС-«фракция» расценивала образование Регентского совета как шаг вперед в создании зачатков польской государственности и провозгласила, что не будет препятствовать ему в его «созидательной работе» (см. «Jedność Robotnicza», 21.Х 1917). Печать ППС-«фракции» уверяла своих читателей, что «для нас, для Польши, переворот в России и все его последствия - дело внешнее, заграничное» (см. «Jedność Robotnicza», 8.IV 1917).
Текст воспроизведен по изданию: Документы и материалы по истории советско-польских отношений. - Т. I. - М., 1963. С. 41 - 42.
Комментарии |
|