История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Долой угнетателей в мундирах!
Долой политику террора!
Рабочие, товарищи!
Продолжается, расширяется и обостряется забастовочная борьба, которую начали рабочие «Герлаха» и «Паровоза»[1]
Уже бастуют рабочие железнодорожных мастерских Венской, Петербургской, Калишской и Ковельской дорог. Предъявляют свои требования рабочие «Перкуна» и «Альбатроса».
Все металлисты, которые имеют работу в Варшаве, поднялись как один без различия партийной принадлежности на борьбу за улучшение условий жизни, за человеческое обращение.
Германские власти привели в упадок всю промышленность, десятки тысяч рабочих из одной только Варшавы они, используя голод, погнали на каторжные работы в Германию и на фронт, а железнодорожников и рабочих тех нескольких заводов, которые еще работают для армии, эти власти сделали объектом самой бессовестной эксплуатации и позорного беззакония.
Из изнуренных нуждой рабочих администрация, созданная оккупационными властями, хочет выжать последние соки. Нищенские заработки еще более уменьшаются от выплаты их в марках. Непомерно длинен рабочий день. Мастера и надзиратели обращаются с рабочими, как с собаками, бьют и, чуть что, выбрасывают на мостовую.
А когда переполнилась чаша терпения, когда рабочие начали предъявлять свои требования и бастовать, германские власти, те самые власти, которые выдают себя за поборников законности и культуры, пользуются методами, заимствованными у царизма, над которым русский пролетариат уже совершил свой суд.
Власти не хотят вести переговоры с представителями Профессионального союза металлистов, единственным легальным и уполномоченным для ведения переговоров представительством металлистов. С помощью политической полиции они используют союз металлистов ППС-«фракции» как орудие для раскола солидарности рабочего класса. Наконец, арестовывают бастующих, арестовывают, как и прежняя, позорной памяти :«охранка», представителей профессионального союза. В оккупированной стране, в независимой на бумаге Польше, в обстановке самого бесстыдного террора и эксплуатации разбойничьи солдафонские суды решаются на то, на что не осмелились бы у себя, в Германии. [40]
Всем этим насилиям рабочие должны непоколебимо давать отпор. Они должны непреклонно бороться за удовлетворение своих справедливых требований.
Сегодня речь идет уже не только о повышении заработной платы, о сохранении кровью завоеванного девятичасового рабочего дня, о надбавках по продовольственным пайкам. Сегодня речь уже идет и о правах рабочих, о свободе забастовок, о признании профессиональных организаций, о неприкосновенности личности бастующих, о тех элементарных правах, без которых невозможна классовая борьба, за которые революционный пролетариат проливал свою кровь при царизме!
К стойкости, товарищи металлисты, к дальнейшей непримиримой борьбе!
Не допускайте раскола своих рядов, не давайте сломить себя[2].
Требуйте прежде всего освобождения арестованных товарищей!
Пусть узнают эксплуататоры и угнетатели, что они имеют дело не с толпой невольников, а со сплоченной массой классово сознательного и организованного пролетариата, который, несмотря на страшные условия жизни, в которые его поставили война и политика империалистических правительств, сопротивляется насилию, борется и готовится к дальнейшим боям.
Долой эксплуатацию!
Долой насилия военщины!
Да здравствует свобода забастовок и рабочих организаций!
Да здравствует классовая борьба!
Да здравствует солидарность рабочих!
Да здравствует социализм!
Варшавский рабочий комитет
Польской социалистической партии ППС[3]
Типограф. экз. на польском языке.
AZHP, zesp. 14/III, poz. 2.
[1] См. док. 4, прим. 4, а также «Czerwony Sztandar», VI 1917.
[2] Оккупационные власти угрожали бастующим рабочим высылкой в лагерь военнопленных. Забастовка закончилась частичной победой рабочих.
[3] Знаком ППС ППС-левица пользовалась для обозначения отличия от ППС-«фракции», поскольку после разделения в 1906 г. обе партии официально носили одинаковые названия (ППС).
Текст воспроизведен по изданию: Документы и материалы по истории советско-польских отношений. - Т. I. - М., 1963. С. 40 - 41.
Комментарии |
|