История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
«Временному правительству России. Сеймом Финляндии в установленном по ст. 60 сеймового устава порядке издания основных законов страны принят и издан 18 сего июля (нов. ст.) прилагаемый при сем закон об осуществлении верховной власти в Финляндии. Этот закон основан на том правовом принципе, что за устранением монаршей власти народное представительство Финляндии вправе вступить в отправление верховной государственной власти во внутренних делах страны.
Таким образом, внутренняя политическая свобода Финляндии в силу ясного закона и права будет зиждиться на твердом основании народовластия и находиться в зависимости от собственной воли финского народа. [211]
Финляндия, согласно ее конституции, и раньше была свободным во внутренних делах государством, независимым от русских органов управления и законодательства, в то время как в местных делах власть также принадлежала России[1]. Однако, право Финляндии на внутреннюю самостоятельность на практике легко нарушалось, пока Россией правил царь являвшийся одновременно также монархом Финляндии.
Юридически он, в качестве монарха Финляндии, осуществлял финляндскую публичную власть и был связан положениями финляндских осповных законов, на практике же он неоднократно систематически пытался перенести право финляндского монарха и даже права финляндского сената на правительство или законодательные учреждения России.
Осуществление и демократическое развитие сейма было подавлено, и, наконец, развитие всего законодательства страны было сковано. Невыносимым бичем повисли над нашим народом беззаконие, притеснения, принудительное обложение, а равно ненависть и огорчение. Правовые отношения между Россией и Финляндией стали превращаться в порабощение финского народа. От этого спасло Финляндию низвержение русской революцией царской власти.
При этом на долю сейма Финляндии выпало ограждать и защищать, согласно основным законам, права принадлежавшей монарху верховной власти Финляндии и свободу страны.
Сейм не мог при изменившемся положении вещей предоставить правительственную власть России, ибо это теперь, как и раньше, было бы равносильно ограничению конституционных прав Финляндии и серьезному поколебанию государственного положения страны. Сохранение внутренней самостоятельности Финляндии требовало перенесении верховной государственной власти во внутренних делах страны, являющейся исключительно финляндской публичной властью, на финский народ, для осуществления ее собственными государственными органами и ее высшей инстанцией - народным представительством.
Действующая со времен шведского правительства форма правления страны, равно как и еще более древние положения, хотя естественно и не дают прямых указаний по отношению к нынешнему положению вещей, все же, несмотря на монархический их дух, предусматривают самостоятельность власти института народного представительства в тех случаях, тогда не существует законного монарха. В виду того, что осуществление верховной власти Финляндии за время господствовавшего в течение последних месяцев междуцарствия не было урегулировано законом, то заведывание даже самыми насущными делами страны терпело сильный ущерб и лишь с трудом могло осуществляться.
Однако, сейм уповал, что в глубоких слоях русского народа в скором времени пробудится и найдет себе выражение правомерное понимание права на самоопределение финского народа. Тогда революционной демократией [212] России было сказано прямодушное ее слово. Всероссийский съезд представителей Советов рабочих и солдатских депутатов изъявил свою готовность поддерживать и требовать для Финляндии права полного самоопределения, вплоть до политической независимости. Следовательно, русская революционная демократия, нетерпящая сама угнетений, благородно взяла под свое покровительство упования нашего народа на достижение политической самостоятельности.
Однако, названный съезд представителей полагал, что разрешение финляндского вопроса во всем его объеме может быть одобрено со стороны России лишь Всероссийским учредительным собранием, непосредственное же практическое значение должно признать за тем обстоятельством, что съезд представителей, предлагая Временному правительству безотлагательно принять необходимые меры к осуществлению полного самоуправления Финляндии, требовал признания права Сейма издавать и окончательно утверждать все касающиеся Финляндии законы, за исключением внешних сношений и военного законодательства и управления, а равно решать вопросы о созыве и роспуске Сейма, а также признания права Финляндии самостоятельно определять свою исполнительную власть.
В соответствии с сим Сейм в принятом им ныне законе ограничился лишь установлением тех прав финского народа и народного представительства, безотлагательное признание и введение в действие коих необходимо в видах осуществления полного самоуправления Финляндии.
С другой стороны, дела, касающиеся области внешней политики и военного законодательства и управления, оставлены вне круга действия сего закона. Следовательно, в существующее законодательство по этим делам, на основании ныне изданного закона, не может быть внесено никаких изменений, и тем самым не допущено никаких уступок в отношении права, уже принадлежащего, в силу основных законов, Финляндии и Сейму в области дел, касающихся военного законодательства и управления.
Сейм Финляндии не желает нарушать прав находящихся в Финляндии русских граждан и учреждений. Наоборот, Сейм намерен при первой же возможности утвердить и ввести в действие принятые им раньше законы, представляющие русским гражданам Финляндии одинаковые с финляндскими гражданами права, как общинные, так и промысловые, а также законы, устраняющие существующие в отношении евреев специальные ограничения.
Точно так же Сейм озаботится предоставлением русским гражданам Финляндии права беспрепятственно пользоваться свободою союзов, собраний и слова. В случае действительной необходимости перемен в положении находящихся в Финляндии русских и русских учреждений, Финляндия испрашивает разрешение на предварительное совещание с правительственной властью России относительно них, а также по вопросу об урегулировании обоюдными соглашениями многоразличных взаимных экономических отношений России и Финляндии.
Мирное и свободное взаимодействие с русским народом является важным условием преуспеяния финского народа и, твердо полагаясь на правомыслящую [213] демократию России, Сейм Финляндии уповает, что Временное правительство найдет возможным признать от имени России за Финляндией и ее Сеймом права, установленные законом об осуществлении верховной власти в Финляндии.
Гельсингфорс, 25 июля (н. ст.) 1917 г. От имени сейма подписали: К. Маннер тальман, Л. Ингман, вицетальман В. Иокинен.
«Речь» № 161, 1917 г.
[1] В тексте неясность.
Текст воспроизведен по изданию: Революция и национальный вопрос: документы и материалы по истории национального вопроса России и СССР в XX веке. - Т. 3. - М., 1930. С. 211-214.
Комментарии |
|