История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
ТОВАРИЩИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ!
В невероятно тяжелое время приходится налаживать нам дело нашей организации. Десять лет правительственной реакции, последовавшей за великой русской революцией 1905 г., в которой железнодорожники сыграли не первую, но решающую роль, - эти десять лет реакции, направленной главным образом против нас и всего рабочего класса, деморализовали весь железнодорожный пролетариат, отняли все наши завоевания. Даже новый подъем рабочего движения 1912-1914 г.г. не мог сдвинуть с мертвой точки застой железнодорожных рабочих. Перед нашими глазами совершалось вопиющее злодейство царского правительства - расстреливали ленских и путиловских рабочих, гноили по царским тюрьмам лучших борцов пролетариата... Не только русский рабочий класс протестовал против варварства царского правительства, но даже европейская буржуазия. А мы, мы, русские железнодорожники, были глухи и немы, как будто это вовсе не касалось нас. И невольно возникает вопрос: кто же мы такие и каково наше положение? Неужели нам так хорошо живется, что мы забыли всякую солидарность с нашими товарищами рабочими?.. В то время, когда рабочим частных предприятий предоставлена фиктивная возможность организовываться и путем стачек бороться с капиталистами, правительство отняло у нас и эту возможность. Оно само эксплоатирует нас. Взамен улучшений, обещанных им, и свободы стачек оно дало нам 9-часовой рабочий день и столько же сверхурочных за 70-80 коп. для рабочих и 90 коп. - 2 руб. для мастеров (но это в службе тяги, в службе пути дело обстоит гораздо хуже: там летом 11-часовой рабочий день за 80 коп. при всякой погоде), массу бесприютных калек и убитых, охранительные комитеты и жандармерию, разные кассы и кресты, которые сдирают с рабочих последнюю копейку, необузданный произвол администрации, доходящий до самодурства. [148]
Мы пережили четыре созыва Государственной думы, и, несмотря на запросы депутатов по поводу гнусного издевательства над железнодорожными рабочими со стороны администрации, черносотенно-помещичье большинство ее всегда отвергало эти запросы, узаконивало бесправие железнодорожного пролетариата... Всем, кому приходилось иметь дело с железнодорожным начальством, очень хорошо известно, как оно поступает с жалобщиками и неспокойными людьми, когда за малейший протест выгоняют из конторы чуть не в шею и ставят в матрикуле за всякие пустяки строгий выговор с предупреждением об увольнении. Больше всех, конечно, достается стрелочникам, проводникам поездов, машинистам, их помощникам, которых зачастую увольняют по приказанию начальника дороги. Но это было в мирное время. Теперь же все мастерские и службы железных дорог превращены в сплошную казарму. Всех мастеровых и рабочих заставляют работать чуть не все 24 часа в сутки; для машинистов и их помощников устанавливают двухсменное дежурство; массу служащих откомандировывают, перекомандировывают, так что последние часто не могут получить денег и остаются без жалования по нескольку месяцев. Бывали даже поэтому случаи голодовок. К тому же путем вымогательства с рабочих удерживают в пользу войны. А вверху, как черный призрак, грозит охранительный комитет, облеченный правом подвергать наказанию без суда железнодорожных рабочих. Спрашивается, где же найти выход из этого положения? А выход из него может быть только один: организованная классовая борьба. Только в этой борьбе мы сможем заставить правительство и его приспешников - разных инженеров (занимающихся добровольным сыском и доносом и получающих за все по 4 или 6 кругленьких тысяч в год, не говоря о железнодорожных заправилах) - считаться с нашими интересами.
Нас отгородили от наших товарищей китайской стеной, чтобы обессилить рабочий класс России. Когда же этого оказалось мало, когда волна приближающейся революции мощно всплеснулась опять, готовая снести все преграды, царское правительство совместно с фабрикантами, заводчиками и купцами, которым нужны были иностранные рынки для сбыта своих товаров, втянуло в мировую войну русский народ, чтобы под гром пушек скорее расправиться с революционным пролетариатом, чтобы его освободительные стремления подменить лозунгом патриотизма и шовинизма. Нас заставили убивать таких же бедняков, как и мы, рабочих и крестьян, рожденных в другой стране. Это война не с германским милитаризмом во имя защиты культуры, как утверждает буржуазия, а с рабочим классом всего мира, цель которой во взаимной вражде порвать международную солидарность пролетариата.
Правительства воюющих стран никогда не прерывали дружеских отношений между собою, и в случае революции в одной из них они всегда соединятся для подавления рабочего класса и трудового крестьянства. Это наглядно подтверждает громкое дело полковника Мясоедова - начальника жандармской охраны на прусской границе, полковника Спиридовича - начальника личной охраны царя, генерала Фрейнат - бывшего редактора «Вестника полиции», генерала Фредерикса, барона Карпуса - чиновника болгарского [149] посольства и 40 офицеров генерального штаба, продавших русскую армию немецкому правительству. Пусть каждый рабочий подумает хорошенько, где нужно искать наших врагов: среди ли австрийских и германских солдат или среди русского и германского правительств, всегда проливавших и проливающих нашу рабочую кровь. Пусть каждый рабочий подумает теперь, для чего разгромлены рабочие организации, задушена рабочая печать, осуждены рабочие депутаты? Кому нужна эта кровавая бойня? Товарищи железнодорожники! В огне и пороховом дыму зреет новая русская революция, и мы должны к ней подготовиться, чтобы в великие дни революции ни один паровоз бы не двинулся с места.
Мы также члены «великой армии труда» и будем солидарны с нашими товарищами рабочими.
Долой войну! Да здравствует революция!
Да здравствуют демократическая республика, 8-часовой рабочий день и конфискация помещичьих земель!
Да здравствует железнодорожная организация!
Март 1915 г.
железнодорожная организация Российской
Социал-Демократической Рабочей Партии.
листовка №767.
Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. 2: 1907 - 1917. - [М.], 1939. С. 148 - 150.
Комментарии |
|