История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Признавая Украинскую нейтральную раду за общественно-демократический орган, хотя и возникший самочинно и сконструированный весьма несовершенно и односторонне, но порожденный могучим порывом революционного творчества и вполне законного стремления к национальному самоопределению, комитет делегировал своих представителей в Центральную раду, после того как представители украинского народа пришли к определенному соглашению с Временным правительством относительно Генерального секретариата как высшего краевого органа российского правительства на Украине. Соглашение это было закреплено актом Временного правительства от 3 июля, признанным Украинской центральной радой в Универсале от того же числа и последовавшей затем инструкцией Генеральному секретариату от 4 августа. Поэтому ответственные представители партии в Раде всегда настаивали на неуклонном выполнении состоявшегося соглашения, гарантирующего украинскому народу возможность закономерного удовлетворения справедливых стремлений к национальному самоопределению. В декларации Генерального секретариата партия усматривает попытку выйти за пределы достигнутого соглашения, что, по мнению областного комитета, недопустимо, так как Генеральный секретариат, являясь органом Временного правительства, должен всемерно блюсти, а не нарушать законы и распоряжения, от правительства исходящие, предоставив всецело Всероссийскому учредительному собранию определение и направление дальнейшего хода органического развития всех составных частей государства.
Попытку эту областной комитет видит прежде всего в намерении Генерального секретариата созвать Украинское учредительное собрание, обособленное и независимое от Всероссийского учредительного собрания. Придавая этому делу серьезное принципиальное значение, представитель комитета в заседании Малой рады обратился к Генеральному секретариату с вопросом, как понимает последний пределы ведения Украинского учредительного собрания и будет ли оно созвано ранее или после Всероссийского? На этот вопрос председатель Генерального секретариата В. К. Винниченко ответил, что «термин» Учредительное собрание и по-украински, и по-русски, и по-французски имеет одно, вполне определенное значение: «Учредительное собрание - это учредительное собрание».
Если бы еще можно было, при отсутствии указанного выше разъяснения В. К. Винниченко, мыслить «Украинское учредительное собрание» как специально созываемый украинский сейм для наилучшего разрешения [199] ряда насущнейших чисто украинских нужд, то разъяснение это, а в особенности заключающееся далее в декларации требование отдельного для Украины представительства на будущей международной конференции, рассеивают последние иллюзии на этот счет.
Все это исключает для областного комитета возможность трактовать намерения Генерального секретариата и Рады иначе, как покушение на державные права всего государства российского и умаление прерогатив Всероссийского учредительного собрания, единственно правомочного органа по установлению формы правления России, как целого, а равно и всех составных частей ее, и по определению прав человека и гражданина в пределах всего государства.
В глубоком убеждении, что одобрением декларации Генерального секретариата по вопросу об особом украинском учредительном собрании и о представительстве на международной мирной конференции Украинская рада открыто становится на путь расчленения государства российского, как единого политического тела, партия народной свободы, верная своим наветам, не может при таких условиях принимать участие в дальнейшей работе Украинской рады и отзывает из нее своих представителей.
Вместе с тем, партия не исполнила бы своего политического долга, если бы не указала на ту опасность, которая грозит краю и населяющим его народам, в виду проектируемого Генеральным секретариатом вольного казачества.
Переживаемый нашей страной процесс коренного переустройства всех основ народной жизни, осложненный проявлением низменных инстинктов толпы и отдельных лиц, не видящих преграды в твердой власти, обязывает органы правительства к особой заботе по охране порядка в государстве. Для этого в распоряжении и подчинении правительства и местного самоуправления должна быть правильно организованная и дисциплинированная сила, могущая во всякое время подавить преступные попытки злонамеренных элементов. Вместо такой государственной организации Генеральный секретариат предполагает ввести институт вольного казачества, не определяя способа его формирования, устройства и взаимоотношения с существующей милицией и обусловливая самое происхождение этого качества «стихийным движением».
Областной комитет находит, что при таком положении вольное казачество как самочинная организация, возникающая по желанию охочих людей, вызывает серьезные опасения. При сильной краевой власти это казачество - излишне; при слабой оно даст всем желающим широкую возможность использовать эту слабость во вред общим и частным интересам.
Вольное казачество, во главе с атаманами, может в переживаемых условиях стать хозяином края, на который в таком случае падет бедствие, худшее чем война. С этим казачеством придется вести упорную борьбу, при которой немыслимо осуществление намеченных Генеральным секретариатом культурных и хозяйственных реформ.
В виду сего областной комитет протестует против самой идеи создания вольного казачества, несовместимой с понятием о государственности и компрометирующей [200] Генеральный секретариат, как орган Временного правительства, ибо не только осуществление, но и самая пропаганда этой идеи толкнет народную массу на такую авантюру, последствия которой предвидеть возможно, но учесть нельзя.
Уходя из Центральной рады, областной комитет партии народной свободы, заявляет, что искренне предан делу национально-культурного возрождения украинского народа, считает его стремления к автономии Украины законными и справедливыми и всеми зависящими от партии средствами будет помогать осуществлению этих стремлений, но комитет убежден, что путь, на который вступила Центральная рада - путь не только неправильный, но и опасный, прежде всего для самой Украины. И это вселяет в сердца членов партии, многие из которых являются украинцами, тревогу за судьбу и ближайшее будущее края и народа.
«Киевская мысль» от 6/Х 1917 г.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru
Попытку эту областной комитет видит прежде всего в намерении Генерального секретариата созвать Украинское учредительное собрание, обособленное и независимое от Всероссийского учредительного собрания. Придавая этому делу серьезное принципиальное значение, представитель комитета в заседании Малой рады обратился к Генеральному секретариату с вопросом, как понимает последний пределы ведения Украинского учредительного собрания и будет ли оно созвано ранее или после Всероссийского? На этот вопрос председатель Генерального секретариата В. К. Винниченко ответил, что «термин» Учредительное собрание и по-украински, и по-русски, и по-французски имеет одно, вполне определенное значение: «Учредительное собрание - это учредительное собрание».
Если бы еще можно было, при отсутствии указанного выше разъяснения В. К. Винниченко, мыслить «Украинское учредительное собрание» как специально созываемый украинский сейм для наилучшего разрешения [199] ряда насущнейших чисто украинских нужд, то разъяснение это, а в особенности заключающееся далее в декларации требование отдельного для Украины представительства на будущей международной конференции, рассеивают последние иллюзии на этот счет.
Все это исключает для областного комитета возможность трактовать намерения Генерального секретариата и Рады иначе, как покушение на державные права всего государства российского и умаление прерогатив Всероссийского учредительного собрания, единственно правомочного органа по установлению формы правления России, как целого, а равно и всех составных частей ее, и по определению прав человека и гражданина в пределах всего государства.
В глубоком убеждении, что одобрением декларации Генерального секретариата по вопросу об особом украинском учредительном собрании и о представительстве на международной мирной конференции Украинская рада открыто становится на путь расчленения государства российского, как единого политического тела, партия народной свободы, верная своим наветам, не может при таких условиях принимать участие в дальнейшей работе Украинской рады и отзывает из нее своих представителей.
Вместе с тем, партия не исполнила бы своего политического долга, если бы не указала на ту опасность, которая грозит краю и населяющим его народам, в виду проектируемого Генеральным секретариатом вольного казачества.
Переживаемый нашей страной процесс коренного переустройства всех основ народной жизни, осложненный проявлением низменных инстинктов толпы и отдельных лиц, не видящих преграды в твердой власти, обязывает органы правительства к особой заботе по охране порядка в государстве. Для этого в распоряжении и подчинении правительства и местного самоуправления должна быть правильно организованная и дисциплинированная сила, могущая во всякое время подавить преступные попытки злонамеренных элементов. Вместо такой государственной организации Генеральный секретариат предполагает ввести институт вольного казачества, не определяя способа его формирования, устройства и взаимоотношения с существующей милицией и обусловливая самое происхождение этого качества «стихийным движением».
Областной комитет находит, что при таком положении вольное казачество как самочинная организация, возникающая по желанию охочих людей, вызывает серьезные опасения. При сильной краевой власти это казачество - излишне; при слабой оно даст всем желающим широкую возможность использовать эту слабость во вред общим и частным интересам.
Вольное казачество, во главе с атаманами, может в переживаемых условиях стать хозяином края, на который в таком случае падет бедствие, худшее чем война. С этим казачеством придется вести упорную борьбу, при которой немыслимо осуществление намеченных Генеральным секретариатом культурных и хозяйственных реформ.
В виду сего областной комитет протестует против самой идеи создания вольного казачества, несовместимой с понятием о государственности и компрометирующей [200] Генеральный секретариат, как орган Временного правительства, ибо не только осуществление, но и самая пропаганда этой идеи толкнет народную массу на такую авантюру, последствия которой предвидеть возможно, но учесть нельзя.
Уходя из Центральной рады, областной комитет партии народной свободы, заявляет, что искренне предан делу национально-культурного возрождения украинского народа, считает его стремления к автономии Украины законными и справедливыми и всеми зависящими от партии средствами будет помогать осуществлению этих стремлений, но комитет убежден, что путь, на который вступила Центральная рада - путь не только неправильный, но и опасный, прежде всего для самой Украины. И это вселяет в сердца членов партии, многие из которых являются украинцами, тревогу за судьбу и ближайшее будущее края и народа.
«Киевская мысль» от 6/Х 1917 г.
Текст воспроизведен по изданию: Революция и национальный вопрос: документы и материалы по истории национального вопроса России и СССР в XX веке. - Т. 3. - М., 1930. С. 199-201.
Комментарии |
|
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!