История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
(Оглашена Винниченко на заседании УЦР от 26/VI 1917 г.)
Центральная рада достигла в своей национально-политической деятельности серьезного ответственного момента. Из исполнительного органа объединенных партийных и общественных групп, каким она была в начале революции, она стала высшим не только исполнительным, но и законодательным органом всего организованного украинского народа.
Мы в своем лице, в лице Украинской центральной рады, представляем картину формирования власти, но власти совершенно новой, современной, опирающейся на совершенно новые основания, нежели старая европейская и особенно российская дореволюционная власть. Не физическое и экономическое насилие, не темнота, забитость и экономическая зависимость угнетенных классов; не запугивание и не гипнотизирование религией; не натравливание одной части на другую, - не такие способы дали нам, собравшимся здесь, право и силу устанавливать нормы жизни, обязательные для каждого, кто признает себя украинцем.
Это право родилось и выросло из одного доверия, чистого, неподмешанного никаким принуждением, законным или незаконным. И Центральная рада, принимая на себя эту волю и доверие народа, стала нераздельной, органически соединенной частью этого великого целого.
Каждый день расширяет и углубляет эту сконцентрированную волю. Разные формации украинской демократии вливают в общий резервуар могучие силы, сами в то же время черпая из него.
И в настоящий момент мы находимся как раз в самой важной и в то же время в самой критической полосе нашего формирования. Мы вступили в ту зону, где стираются границы двух властей - нравственной и публично правовой. Мы уже не можем сказать, на какой именно половине мы больше или меньше стоим. Размеры сил нашей материальной власти настолько разрослись, что они сами собой, под натиском логического хода событий, без боли и беспорядка претворяются в настоящее народоправство... [164]
Народ своим чувством наилучше понимает идею настоящего народоправства, идею демократической власти; украинская демократия сконцентрировала свою волю в Центральной раде, в ней положила наилучшую защиту своих интересов и благодаря этому ей и может верить. Отсюда уже вытекает совершенно логический вывод: если доверие - то доверие до конца, во всех сферах как национальной, так экономической, политической государственной жизни. Тут нет враждебности к Петрограду, но есть полное безразличие к нему, ибо украинская демократия имеет свою собственную власть, которую сама создала и которой она целиком доверяет.
Но легче довериться, нежели оправдать чье-либо доверие. А особенно, когда это доверие исходит отчасти во имя интересов целого. Ибо мы пока что представители доверия не всего целого, а только известной части его. Мы знаем, что эта часть большая, мы знаем, что другая часть силой естественного хода жизни придет в скором времени к тому же самому. Но пока она не дошла, пока эти части не слились в одно целое, процесс нашего формирования, значит, тоже не окончился. А потому не закончился процесс пересоздания моральной власти в общественно-правовую, полномочную, со всеми присущими ей компетенциями, функциями и аппаратами.
И вот задачей Центральной рады в этот критический переходный момент является ускорение этого процесса и содействие ему.
Генеральный секретариат, как и исполнительный орган Центральной рады, которому она передает в этой сфере свою полную власть, только так и понимает свое назначение.
Главной задачей Центральной рады до известного времени было объединение демократии на почве только национально-политических требований.
Но жизнь постепенно раздвинула эти узкие рамки. Одних национально-политических требований мало, время выдвигает более широкие требования: народ желает объединиться для удовлетворения и разрешения всех вопросов, которые выдвигает ему и экономическая, и политическая обстановка. В виду этого Центральная рада д о л ж н а р а с ш и р и т ь с в о ю п л а т ф о р м у, д о л ж н а с т а т ь н а ц и о н а л ь н ы м с е й м о м, в к о т о р о м д о л ж н ы о с в е щ а т ь с я и р а з р е ш а т ь с я все те вопросы, которые выдвигает жизнь.
А потому создание Генерального секретариата было необходимой ступенью развития нашего представительного органа. Потому-то институт Генерального секретариата должен охватывать все нужды украинского народа, а раньше всего те, которые громче всего заявляют о себе.
Согласно с этими нуждами работа разделена между отдельными секретарями: по внутренним делам, финансовым, юридическим, продовольственным, земельным, международным, трудовым, дорожным, войсковым, торговым и промысловым делам и делам просвещения (опускаем детали относящиеся к перечислению и распределению функций отдельных секретариатов).
Приступая к большой ответственной работе, ожидая доверия и поддержки Центральной рады, Генеральный секретариат приложит все усилия, [165] чтобы исполнять эту работу на пользу возрождения народа украинского и тех национальных меньшинств, которые вместе с ним населяют Украину.
Все наши усилия будут направлены к тому, чтобы не допустить Украину до уничтожения, до дезорганизации и анархии. И кто бы эту дезорганизацию ни вносил к нам, темные ли силы контрреволюции, анархические ли элементы украинства, или ошибки и враждебность Временного центрального правительства, мы со всеми дезорганизующими силами будем бороться неуклонно и никому не позволим тормозить дело будущей новой жизни нашего края.
«Киевская мысль» от 27/VI 1917 г.
Текст воспроизведен по изданию: Революция и национальный вопрос: документы и материалы по истории национального вопроса России и СССР в XX веке. - Т. 3. - М., 1930. С. 164 - 166.
Комментарии |
|