История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Из письма народному комиссару иностранных дел СССР Г. В. Чичерину.
Многоуважаемый Георгий Васильевич,
Вчера меня посетил мексиканский посланник и, сославшись на прежний свой разговор с Николаем Николаевичем [Крестинским], [19] сказал, что мексиканское правительство готово восстановить сношения на основе взаимного признания де-юре. Я ему сказал, что для нас единственным приемлемым методом является признание де-юре, назначение посланников и после этого улажение нормальным дипломатическим путем всех вопросов. Мексиканец полностью со мной согласился, сказал лишь, что проект соответствующего соглашения он должен телеграфно послать на утверждение своего правительства; я сказал, что у меня уже имеется полномочие подписать такой протокол. Я обещал его посетить в тот же день после обеда с соответствующим проектом протокола. В 5 час. дня я посетил его совместно с т. Дмитриевым. Мы ему предложили протокол такого содержания, что он и я от имени своих правительств заявляем о взаимном официальном признании и о немедленном восстановлении дипломатических отношений. Мексиканец счел лишним заявлять в протоколе о взаимном признании, полагая, что каждая из стран по своему усмотрению устанавливает свое правительство, почему излишне говорить о признании, а достаточно лишь сказать о возобновлении дипломатических отношении. Я, разумеется, согласился с его предложением, и мы совместно выработали такой протокол:
«Желая восстановить политические и экономические взаимоотношения, обе стороны решили восстановить дипломатические отношения и заявляют о готовности немедленно назначить посланников»[1].
Этот проект протокола мексиканец, согласно имеющейся у него инструкции, послал по телеграфу на одобрение своего правительства и надеется получить через 2-3 дня утвердительный ответ. При этом он сказал нам, что у него имеется инструкция такого рода: предложить нам назначение посланников, а если для этого потребуется заключение какого-нибудь соглашения, то таковое должно быть послано на утверждение. Я, однако, счел более удобным подписание протокола.
С коммунистическим приветом
БРОДОВСКИЙ
Документы внешней политики СССР, т. VII. М., 1963, с. 309-370.
[1] В своей телеграмме в МИД Мексики от 3 июня 1924 г. посланник Мексики в Германии Паскуаль Ортис Рубио сообщил о своей встрече с поверенным в делах СССР в Германии и изложил эту формулировку следующим образом: «Правительства, вдохновляемые желанием установить постоянные политические отношения, восстанавливают с этой даты нормальные дипломатические отношения и назначают посланников».
Текст воспроизведен по изданию: Советско-мексиканские отношения (1917-1980): Сборник документов. - М., 1981. С. 19-20.
Комментарии |
|