В Петербург приехал из-за границы вместе с большой группой эмигрантов (из них 19 большевиков, 6 бундистов и 3 сторонника интернационалистической газеты («Наше Слово») В. И. Ульянов (Н. Ленин). Рабочие организации, солдаты, представители Центрального и Петербургского Комитета Российской С.-Д. Р. П. (большевиков), Исполком Петроградского Совета Р. и С. Д. устроили В. И. Ульянову торжественную встречу на Финляндском вокзале. Чхеидзе, [172] по поручению Исполкома Совета Р. и С. Д., произнес приветственную речь. Он сказал: «Я полагаю, что нам надлежало бы итти сомкнутыми рядами для закрепления сделанных революционным народом завоеваний и для дальнейшего успешного развития и победоносного завершения революции. Считаю при этом нужным подчеркнуть, что первою задачею в настоящее время для нас является защита революционной свободной России от всяких посягательств как изнутри - от контр-революционных сил, так и извне - от посягательств внешних завоевателей». - В. И. Ульянов произнес несколько речей перед солдатами и рабочими на вокзале, на площади и с балкона дворца Кшесинской (здесь помещался Петербургский Комитет Российской С.-Д. Р. П. (б.). Основным лозунгом речей был: «Да здравствует социальная революция!». - В помещении Петербургского Комитета состоялось большое торжественное заседание представителей районов Российской С.-Д. Р. П. Петербурга, Кронштадта и окрестностей.

На Всероссийском Совещании Советов Р. и С. Д. (6-й, последнпй день) принимается предложение Исполкома Пет. Сор. Р. и С. Д. и президиум а Совещания о том, чтобы после обсуждения организационного вопроса заслушать, но окончательно не принимать резолюции секции по аграрному вопросу; по вопросу же военному, рабочему и продовольственному принять резолюции соответствующих секций, как окончательные, не подвергая их дальнейшему обсуждению.

По организационному вопросу было внесено несколько поправок к тезисам доклада, из которых большинство было отвергнуто. Одна из принятых поправок указывает на то, что «вся подготовительная работа по организации первого Всероссийского Съезда возлагается на Исполнительный Комитет Петроградского Совета Р. и С. Д., пополненный членами, избранными на Совещании, по одному от района и по одному от армий, остающийся до созыва первого Всероссийского Съезда Советов Р. и С. Д. политическим представителем всей революционной демократии». Во второй принятой поправке говорится, что Съезд Советов созывается в ближайший срок (а не 25 апреля), по постановлению избранного на Совещании организационного бюро. - После обсуждения поправок, резолюция по организационному вопросу ставится на баллотировку и принимается единогласно. Содержание этой резолюции в основном совпадает с тезисами доклада, о которых была речь раньше. После принятия резолюции Совещание избирает представителей от районов и армий для пополнения состава Исполкома Петроградского Совета Р. и С. Д. Избранными оказались: от Севера - Элиава, от Поволжья - Булкин, от Туркестана - Жидков, от Запада - Борисов, от Сибири - Буйко, [173] от Донецкого Бассейна - Гуревич, от Юга - Сорокин, от Кавказа - Садовский, от Московского Центрального района - Копейкин, от Урала - Кузнецов, от 8-й армии - Шапиро, от 10-й армии - Котляров, от 12-й армии - Семенов, от Особой Армии - Безобразов, от Черноморского флота - Буценко и от Балтийского флота - Каневский.

Совещание переходит к заслушанию доклада по рабочему вопросу. Докладчик Богданов заявляет, что всего в рабочей секции имеется по рабочему вопросу 13 резолюций, из которых основными являются по существу 2 резолюции - общая о рабочей политике и о восьмичасовом рабочем дне. Богданов зачитывает целиком общую резолюцию о рабочей политике, сущность которой сводится к следующему: «Рабочая политика старого режима вела к хищническому истреблению производительной силы рабочего класса, к дезорганизации рабочего рынка, материальному и правовому порабощению рабочих масс». - Совещание полагает, что силы организованного рабочего класса должны быть направлены на решительное установление новых начал рабочей политики, осуществляемой при непосредственном участии и под бдительным контролем мощных рабочих организаций, действующих в местном и всероссийском масштабе. Совещание твердо убеждено, что самое широкое и совершенное социальное законодательство не может устранить необходимости непосредственной борьбы труда с капиталом, но признает в данный момент, что эта борьба должна быть согласована с обстановкой незавершенной еще революции и военной угрозой извне, и это должно определять ее формы. Эти формы диктуются исключительным политическим и общественным влиянием, приобретенным пролетариатом в ходе революции. Основываясь на этом влиянии, пролетариат должен оказать давление на государственную власть, в целях ее вмешательства в пользу экономических требований пролетариата, совпадающих с интересами развития и упрочения русской революции. «Очередная задача рабочего класса - развитие и упрочение всех форм организации и классовой самодеятельности, планомерно воздействующей на все стороны общественной и хозяйственной жизни России, в целях осуществления широкого плана социального законодательства, охватывающего все стороны нужд широких трудящихся масс в свободной России.

Богданов подчеркивает, что общая резолюция о рабочей политике исходит из твердого убеждения, что классовые интересы и классовая борьба не могут быть уничтожены ни революцией, ни войной, но что она исходит также из того, что классовая борьба пролетариата должна согласоваться с интересами революции в тех условиях войны, в каких она сейчас протекает. Эта основная мысль резолюции проникает все остальные резолюции. В резолюции о восьмичас. рабочем дне говорится, что он является основным экономическим требованием [174] пролетариев всего мира и будет играть крупную роль в освободительной борьбе русских рабочих в ближайший период. Считая необходимым законодательное установление труда 8-ми час. (накануне воскресных дней 7-ми час.) рабочего дня с прекращением сверхурочных работ, Совещание предлагает Врем. Правительству издать декрет о введении восьмичасового рабочего дня. На время войны декрет этот, однако, должен предусматривать возможность применения сверхурочных работ в предприятиях, работающих на оборону или изготовляющих предметы первой необходимости. Сокращение рабочего дня до восьмичасового не должно сопровождаться сокращением заработка рабочих. Сверхурочные работы оплачиваются повышением не менее полуторной платы. Впредь до введения восьмичасового рабочего дня законодательным путем. Совещание рекомендует добиваться соглашения с предпринимателями относительно его введения. Вместе с тем Совещание предостерегает от неорганизованных частичных выступлений рабочих за введение восьмичасового рабочего дня.

Дополнением к резолюции о восьмичасовом рабочем дне является резолюция о минимуме заработной платы. Она гласит: «В целях охраны интересов наименее обеспеченных слоев рабочих, Совещание признает необходимым создание учреждений для установления минимума заработной платы, повышающегося в связи с вздорожанием жизни. - Совещание поручает Исполнительному Комитету Пет. Сов. Р. и С. Д. срочно разработать этот вопрос и предпринять шаги к его разрешению».

Следующая резолюция, - это резолюция о свободе коалиций. Рабочему классу для успешной борьбы за улучшение своего положения и за окончательное освобождение от наемного рабства необходима свобода классовой борьбы и классовой организации; полная свобода особенно необходима в настоящий момент для планомерной организации пролетариата и закрепления завоеваний революции. Поэтому Исполком, по поручению Всеросс. Совещания, должен добиваться от Врем. Правительства немедленного издания декрета о свободе коалиций, который предоставлял бы всем российским гражданам, без различия пола и возраста, право: устраивать собрания в закрытых помещениях и под открытым небом, устраивать всякого рода шествия, манифестации, демонстрации и образовывать всякого рода общества и созывы - без предварительного заявления власти; кроме того, употреблять на собраниях и в делопроизводстве общества, союзов и соединений их какой угодно язык; не нести наказания за стачку, бойкот предприятий, мест, лиц и товаров, за угрозу стачкой и бойкотом за призыв к ним и организацию их, за участие в обществах и союзах, организующих стачку или бойкот. Забастовки не уничтожают договора и не служат поводом к расторжению договора между нанимателем и участниками забастовки и к их увольнению, [175] хотя бы они были и на государственной службе. Должностные и частные лица, виновные в нарушении декрета о свободе коалиций, подвергаются уголовному наказанию.

Непосредственно к резолюции о коалиции примыкает резолюция о профессиональном строительстве, которая призывает рабочих и работниц к местному, областному и всероссийскому объединению профсоюзов - в целях организации экономической борьбы рабочих с капиталом и закрепления их завоеваний в области законодательной охраны труда. Очередной задачей профессионального движения в настоящий момент является созыв всероссийской конференции профсоюзов.

В резолюции о примирительных камерах говорится о необходимости их организации для разрешения путем соглашения конфликтов между рабочими и предпринимателями в интересах наибольшей экономии рабочих сил в борьбе с капиталом за укрепление революции и за улучшение экономического положения пролетариата. Не дожидаясь издания правительственного декрета, необходимо приступить на местах к созданию примирительных камер на началах равного представительства сторон - рабочих и администрации.

В резолюциях о биржах труда признается необходимым немедленное издание Врем. Правительством декрета о создании планомерной сети муниципальных паритетных бирж труда с всероссийской биржей труда во главе, в виду общей неурегулированности российского рынка труда, широкого применения сверхурочных работ, увеличения числа безработных и возвращающихся с фронта инвалидов, а также предстоящей мобилизации. До издания упомянутого декрета необходимо организовать на специальные государственные средства временные примирительные камеры при местных самоуправлениях или же при Сов. Р. и С. Д.

В резолюции об инспекции труда говорится о том, что Совещание требует назначения достаточного количества инспекторов и инспектрис труда и распространения надзора инспекции на все отрасли наемного труда, не исключая казенных предприятий: обязательного назначения инспектрис для отраслей труда, где широко применяется женский труд, и участия выбранных рабочими и оплачиваемых государством представителей в надзоре за исполнением фабричных заказов, а также за составлением, расценкой, приемкой и браковкой материала и результатов работы. ,

Считая, что урегулирование рабочего вопроса возможно лишь при устранении государством всех препятствий, стоявших на пути установления нормальных условий промышленной жизни и развития производительности, и что унаследованная революцией от старого режима разруха, осложненная условиями военного времени, может быть устранена лишь путем [176] государственного давления на предпринимателей и подчинения промышленности общегосударственным интересам, резолюция о контроле и организации промышленности от имени Совещания предлагает Врем. Правительству принять меры для установления контроля, учета и организации промышленности и предлагает Исполкому Петр. Сов. Р. и С. Д. срочно разработать соответствующие мероприятия и способы их проведения в жизнь.

Далее Богданов переходит к вопросу о военнообязанных рабочих и указывает на то, что сохранившееся от старого порядка прикрепление военнообязанных рабочих к предприятиям приводит к их тяжелой эксплоатации и является очень сильным средством в борьбе предпринимателей против стремлений рабочих к улучшению своего экономического положения. В виду этого, в резолюции о военнообязанных, в целях устранения этих явлений, требуется отмена всех постановлений, затрудняющих переход военнообязанных из предприятия, и удлинение срока для перехода.

По вопросу о ввозном труде Богданов от имени секции заявляет, что этот вопрос должен быть урегулирован. Рабочая демократия не восстает против допущения к работе рабочих других национальностей (китайцев, японцев, персов и т. д.), но она против того, чтобы ставить их в более тяжелые условия по сравнению с русскими. Поэтому в предлагаемой резолюции указываются следующие меры против этого зла: 1) недопущение ввоза законтрактованных рабочих, 2) пересмотр контрактов, заключенных с ввозными рабочими, находящимися уже в России, 3) расследование положения ввозных рабочих на местах применения их труда и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений против ввозных рабочих, 4) подчинение ввозных рабочих законам об охране труда и 5) содействие возвращению на родину ввозных рабочих, не же лающих оставаться в России.

Наконец, есть еще два вопроса, которые обсуждались в рабочей секции и по которым вынесены резолюции: 1) вопрос о социальном страховании и 2) вопрос о безработных. По вопросу о социальном страховании рабочая секция предлагает Совещанию потребовать от Врем. Правительства внесения в действующие страховые законы следующих изменений: 1) предоставления больничным кассам права объединяться в общие кассы и брать в свое ведение дело врачебной помощи рабочим без согласия владельцев предприятий и без разрешения страховых присутствий, 2) реорганизации управления больничных касс на началах полного самоуправления, 3) распространения страхования на все местности России и на все виды наемного труда, в отношении которых это технически возможно при нынешней организации страхования рабочих, 4) переложения на страховые товарищества расходов [177] по оказанию помощи увечным в течение первых 13 недель после несчастных случаев и реорганизации этих товариществ на началах равного представительства рабочих и предпринимателей, 5) демократизации страховых присутствий и совета. Рабочая секция предлагает Совещанию созвать Всероссийский Страховой Съезд для разработки плана полного осуществления всестороннего социального страхования. По вопросу об обеспечении безработных Богданов от имени рабочей секции предлагает Совещанию принять резолюцию о временной безработице, вызываемой не столько основными причинами капиталистического общества, сколько дезорганизацией хозяйственной жизни, благодаря войне. В резолюции требуется от Врем. Правительства вмешательство в безвыходное положение рабочих и поручается Исполкому Петр. Сов. Р. и С. Д., независимо от разработки вопроса о введении страхования от безработицы, добиваться принятия правительством мер к обеспечению безработных из средств государства или из средств этого последнего и предпринимателей, поскольку рабочие лишаются заработка в одних предприятиях и не получают его в других вследствие отсутствия в предприятиях сырья и топлива.

После доклада Богданова возник вторично вопрос, принимать ли зачитанную резолюцию без всякого обсуждения. После непродолжительных прений вопрос решается так же, как и раньше: резолюцию голосовать без обсуждения.

Все резолюции но рабочему вопросу принимаются единогласно.

Совещание приступает к заслушанию доклада по продовольственному вопросу. Докладчик Громан заявляет, что с первых дней объявления войны все русские экономисты, кооперативные организации опасались, что, в виду колоссального количества вывозимого хлеба из России, у нас должен образоваться избыток хлеба. Все ожидали резкого падения цен на хлеб и глубоко ошиблись. Уже через месяц после начала войны, несмотря на то, что прекратился вывоз за границу (он определяется ежемесячно от 50 до 70 миллионов), у нас появился резкий подъем хлебных цен: к ноябрю цены выросли на 30%, а через полгода войны на 50%. В деревне северной полосы России начал уже наблюдаться недостаточный подвоз хлеба. Мало этого: заготовки для армии наткнулись на такие затруднения, что уполномоченные поставили вопрос о необходимости запрещения вывоза хлеба из губерний. Оказалось, что хлеб концентрируется в руках торговцев, которые задерживают его и спекулируют на повышении цен. Вторая причина, создающая продовольственный вопрос, заключается в недосеве, вызываемом большим отливом рабочего народа. К январю месяцу текущего года обнаружились явные признаки недостаточного питания как на фронте, так и в тылу. Хлеб [178] мог бы быть, если бы была хлебная монополия, если бы были организованы правильный подвоз и правильное распределение и контроль над его потреблением. Мы имеем при недостатке хлеба завалы его на железных дорогах, достигающие до 30 миллионов пудов, которые не в состоянии вывезти. В предлагаемой резолюции выдвигаются след. задачи: 1) в течение не более 2 месяцев учреждение органов самоуправления на основе четырехчленного избирательного права и соответствующая реорганизация после их образования общего государственного продовольственного комитета, 2) впредь до их образования, действие временного общегосударственного и местных продовольственных комитетов, с преобладающим представительством демократии, на которые возлагается не только заведывание продовольственным делом на местах, но и урегулирование вопросов землепользования до созыва Учредительного Собрания, 3) установление полного государственного контроля над предприятиями, вырабатывающими и торгующими продуктами первой необходимости, 4) самое энергичное участие Сов. Р. и С. Д. в продовольственном деле в качестве общественного контроля, 5) немедленное установление контроля солдатских и рабочих организаций над деятельностью интендантства и 6) немедленный приступ к общему вопросу о планомерной организации народного хозяйства. - Резолюция по продовольственному вопросу принимается единогласно.

После получасового перерыва Совещание переходит к заслушанию двух докладов, одного за другим военной секции: одного - о правах и быте солдат и другого - о создании солдатских организаций. В первом докладе прежде всего указывается, что до сих пор единственным законным постановлением в области солдатских прав является один только приказ по военному ведомству № 114 (военного министра Гучкова от 5/18 марта), которым установлены совершенно пустячные и мелочные права из области воинского чинопочитания, и что все остальное является полученным - и то кое-где - чисто явочным порядком. Все положения доклада предполагают существование постоянной армии, поэтому и нормы, устанавливаемые докладом, носят временный характер и подлежат переработке после реформирования армии на демократических началах. В докладе подчеркивается, что провозглашенный в правительственной декларации принцип предоставления солдатам гражданских прав должен быть проведен с полной последовательностью. Один из тезисов гласит: «Уравнение военных со всеми гражданами должно быть произведено в области уголовно-судебной. Особые суды и особые наказания для военнослужащих должны быть отменены. В частности, должны быть немедленно уничтожены телесные наказания в армии как по суду, так и без суда». Докладчик (Венгеров) заявляет, что, к великому сожалению, до сих пор приходится [179] спорить и серьезно доказывать необходимость уничтожения телесного наказания в армии. Еще на этих днях - от 15, 16 и 17 марта (стар. стиля) были приказы о наложении на солдат телесных наказаний в 16 и 26 розг. - Далее в докладе говорится о том, что никакие стеснения во внеслужебной жизни солдат недопустимы; подчинение начальникам и внешнее проявление подчиненности должны сохраниться в строгих пределах военно-технической необходимости; институт денщиков, вестовых и прочих видов личных услуг солдат отменяется (на фронте допустим при согласии солдата, офицера и ротного командира); никакие различия в правах и обязанностях между разными категориями солдат недопустимы; в тесных пределах исполнения служебных обязанностей должна быть соблюдена строгая дисциплина; наложение начальником дисциплинарных взысканий без суда должно рассматриваться, как превышение власти, и вызывать соответствующую кару; применение же начальником наказаний, мучительных или оскорбительных для солдата, и нанесение ударов должно вызывать немедленно устранение этого начальника от должности и предание суду; все ограничительные правила, касающиеся подачи жалоб и заявлений, претензий в суд или комитет, отменяются; экономическое положение солдат и их семей должно быть улучшено; пайки должны быть выдаваемы не только «законным», но и гражданским женам и их детям. - После доклада ставится на баллотировку резолюция о правах солдат (в нее вошли все основные положения доклада), которая принимается единогласно.

Во втором докладе военной секции говорится об организации армии. Военная секция прежде всего поставила своей задачей выяснить те основные цели, которым должна удовлетворять в настоящий момент армия. Таких целей две. Первая состоит в том, чтобы создать такую народную армию, которая могла бы в любой момент встать на защиту народной свободы против всяких контр-революционных попыток; вторая же цель заключается в создании такой армии, боевая мощь которой могла бы не только не ослабиться в сравнении с прежним, но наоборот, укрепиться - такой армии, которая могла бы быть боеспособной для отражения всех попыток внешнего врага раздавить завоеванную свободу. Исходя из этих основных целей, военная секция пришла к выводу, что устройство чисто профессиональное, военное, должно быть реформировано, и в армию, как военную боевую единицу, должны быть внесены некоторые реформы. И первый тезис, который был принят военной секцией, сводится к тому, что организация армии носит временный характер, обусловленный, с одной стороны, фактом ведения войны, а с другой - продолжающейся революцией, которая требует защиты. И вот этот временный характер вместе с тем определяет два основных типа солдатских организаций: профессионально-военные и революционно-демократические. [180] Солдатские военные организации призваны прежде всего обслуживать профессионально-общественные нужды и, обслуживая эти нужды, быть также и органами солдатского самоуправления, имеющими право издавать приказы и постановления, обязательные для всей соответствующей воинской части, обладающими определенным внутренним устройством, едиными для всех чинов воинской части, положение о которых в качестве обязательного для всей армии руководства должно быть издано Врем. Правительством. Солдатские же организации (главным образом Советы Сол. Деп.), ставящие своей задачей выражать политическую волю солдатской массы, как демократии, не являются органами солдатского самоуправления, и потому постановления их являются обязательными в меру их влияния на правительственные органы. Профессионально-солдатскими организациями являются: 1) ротные комитеты и соответствующие им эскадронные, батарейные и т. д., 2) полковые комитеты пли баталионные в тыловых частях. Этими организациями и заканчивается для тыловых частей, для недействующей армии, чисто профессионально-военная организация. Ротные и полковые комитеты контролируют хозяйственную деятельность части и выборных должностных лиц, решают вопросы внутреннего быта и распорядка части, защищают права солдат, как граждан, организуют культурно-просветительную работу в своей части, развивают политическое самосознание и подготовляют солдат к выборам в учредительное собрание. По всем этим вопросам ротные и полковые комитеты имеют право издавать обязательные для соответствующей части приказы и постановления. В действующей армии, помимо ротных и полковых комитетов, организуются комитеты: дивизионный, корпусной, армейский и комитеты при штабах главнокомандующего фронтом и верховного главнокомандующего, из которых армейский и комитеты при штабах опираются на съезды армейский, фронтовой и на съезд представителей всех армий при штабе верховного главнокомандующего. Ротные и другие комитеты, будучи совершенно самостоятельными в пределах своих полномочий, в политическом отношении должны находиться в тесном единении с Сов. Р. и С. Д. и подчиняться их решениям. Для более тесной связи между ротными и другими комитетами, с одной стороны, и Сов. Р. и С. Д., с другой, делегаты последних входят в комитеты своих частей без особого избрания. Существование центральных общегородских солдатских (военных) организаций там, где имеются советы Р. и С. Д., отдельно от последних крайне нежелательно и опасно для единства и успеха революционно-демократического движения. Также нежелательно и создание бригадных и окружных по военным округам комитетов отдельно от Сов. Р. и С. Д.

Дальше в докладе выдвинуты совершенно самостоятельные вопросы об организации [181] командного состава или, вернее, не столько об организации командного состава, сколько о взаимоотношениях между солдатами, с одной стороны, и офицерами командного состава, с другой. Наиболее важным вопросом является вопрос о выборах или невыборах командного состава. Обсуждая этот вопрос, военная секция единогласно признала, что выборы командного состава, как общее правило, ни на фронте, ни в тылу не допускаются. Положение это военная секция, по словам докладчика, приняла потому, что она имела в виду и придавала громаднейшее значение тому обстоятельству, что наша армия должна сохранить свою боевую мощь. И только в качестве исключения военная секция постановила, что там, где выборы уже произошли, они остаются в силе. Но не считая допустимым и выборы командного состава, военная секция, однако, признала, что воинской части нужно предоставить право устранять, отводить из частей тех офицеров, которые являются почему-либо нетерпимыми. Право отвода распространяется на весь командный состав, начиная с младших командующих лиц и кончая командиром полка или отдельной части. Относительно прочих лиц командного состава и относительно чинов штабов, управлений и заведений военного ведомства воинские части имеют право лишь заявлений, а не отвода, и только солдатские команды этих штабов имеют право отвода своих начальников. Подробные постановления, регулирующие право отвода, должны быть изданы Временным Правительством в виде приказа или особого закона.

После доклада ставится на голосование резолюция, выработанная военной секцией, которая принимается единогласно.

Последним вопросом в порядке дня стоял доклад по крестьянскому и земельному вопросу. Докладчиком выступил Церетелли. Он кратко обосновывает основные положения резолюции, выработанной Исполкомом Пет. Сов. С. Д. и земельной секцией. Настало время для коренного разрешения крестьянского вопроса. Ликвидация крестьянского бесправия может быть осуществлена путем немедленного уничтожения сословий, чинов и титулов. Одновременно с уничтожением сословий должна быть коренным образом изменена вся система местного самоуправления. Кроме того, необходимо перестроить земельные отношения. Следует поддержать все шаги и мероприятия Времен. Правительства, направленные к полной конфискации всех удельных и кабинетских земель, и признать необходимой конфискацию государственной властью теперь же церковных и монастырских земель. В Учред. Собрании, которому принадлежит окончательное решение земельного вопроса, необходимо поддержать самым решительным образом безвозмездное отчуждение частновладельческих земель в пользу трудящихся, за исключением владений, не превышающих максимальных норм. Врем. Правительство [182] должно издать декрет о прекращении всякого рода сделок по покупке, продаже, дарению и залогу земель, кроме залогов, необходимых для хозяйственных надобностей текущего года и притом с разрешения местных комитетов. Закон 14 июля 1910 г. о выделе из общины, укреплении надельной земли и отрубных участках должен быть приостановлен. Впредь до образования демократического самоуправления необходимо организовать на местах демократические (главным образом крестьянские) комитеты для обсуждения арендных цен, для урегулирования заработной платы и для устранений недоразумений и споров между частными владельцами и крестьянами. Местные комитеты должны позаботиться, чтобы пустующие частные владельческие земли или сдавались в аренду или обрабатывались наемным трудом. Кроме того, местные комитеты обязаны бороться со всякими попытками самочинного разрешения на местах земельного вопроса, так как «аграрные беспорядки могут быть полезны не крестьянству, а только контр-революции. Нужно помнить, что теперь власть в руках народа, и народ сам решит земельный вопрос в Учред. Собрании». (Слова в кавычках взяты из резолюции.) - После доклада Совещание приняло большинством голосов резолюцию по крестьянскому и земельному вопросу. Основные положения резолюции подлежат предварительном у обсуждению на местах.

Всероссийское Совещание представителей Советов Р. и С. Д. закончилось.

На Петербургской конференции с.-рев. (соц.-революционеров) обсуждался вопрос об отношении к Временному Правительству. После доклада Русанова возникли прения, в результате которых была принята резолюция. В резолюции говорится, что Врем. Прав., несмотря на свой почти буржуазный состав, вынуждено под давлением восставшего трудового народа проводить программу широких политических реформ. Партия оказывает содействие Врем. Правительству в мероприятиях, направленных к действительному осуществлению этих реформ и к ликвидации войны «на началах, соответствующих правосознанию трудовой демократии». Конференция признает недопустимым участие представителей партии в коалиционном министерстве. Для закрепления завоеваний революции конференция считает необходимым устранение в центре и на местах слуг старого режима и замену их новыми. В целях организации демократии и усиления ее воздействия на центральную и местную власть, конференция призывает всех трудящихся сплотиться вокруг советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Конференция единогласно решила послать телеграмму министру Керенскому с приветствием в его лице «своего товарища, стойкого и неустанного борца и защитника интересов всей революционной демократии». [183]

Временное Правительство решило обратиться к населению области Войска Донского с воззванием, в котором указывается на недопустимость самочинных действий населения в области разрешения земельного вопроса (запашки чужих полей, захваты чужих лугов, порубки войсковых и частновладельческих лесов и т. д.), так как это опасно и вредно не только для всего населения области, но и для государства. «Опасно тем, что могут произойти нежелательные столкновения как между казаками и крестьянами, так и между крестьянами и помещиками. Вредно потому, что многие земли из-за споров могут остаться незасеянными». - «Нужно спокойно ждать созыва Учред. Собрания. На нем в первую очередь на разрешение будет поставлен земельиый вопрос». «До созыва Учред. Собрания надо спокойно заниматься своими делами, спокойно трудиться и исправно нести государственные и общественные обязанности, твердо памятуя, что только таким путем возможно сохранить завоеванную революцией свободу и победить внешнего врага».

Вследствие удаления от должности и ареста генерала Куропаткина по распоряжению Ташкентского Сов. Р. и С. Д., Временное Правительство утвердило в должности командующего войсками туркестанского военного округа избранного населением полковника Л. Н. Черкеса и назначило члена Гос. Думы Щепкина в Ташкент комиссаром Врем. Правительства.

В виду волнений в Бухаре, вызванных задержкой в обнародовании эмиром бухарским манифеста о реформах, Врем. Прав. предложило эмиру бухарскому немедленно обнародовать соответствующий манифест.

В виду нескольких случаев самовольных арестов и увольнений рабочими технического персонала на фабриках и предприятиях, Временное Правительство постановило обратиться к рабочим с призывом не допускать «произвольного смещения на заводах и предприятиях технического персонала».


Текст воспроизведен по изданию: Революция 1917 года: (хроника событий). - Т. 1. - М.; Пг.: 1923. С. 172 - 184.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."