История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
С самого начала Февральской революции профессиональные союзы возникали и существовали явочным порядком. Их фактическая легализация казалась само собой разумеющейся, поскольку революцией сразу были выдвинуты и закреплены все буржуазные «свободы», в том числе свобода собраний, союзов и коалиций. Вот почему их юридическое признание, казалось бы, не нуждалось в законодательной санкции правительства. Однако в целом ряде городов за профессиональными союзами не признавались права юридического лица, и происходил ряд конфликтов с местными судами при их регистрации. Вот характерное письмо в редакцию газ. «Новая Жизнь», иллюстрирующее не совсем оформленное юридическое положение профессиональных союзов далее в июне 1917 года.
Письмо в редакцию.
Недавно в вашей газете промелькнула заметка о том, что киевский суд отказался зарегистрировать местное центральное бюро профессиональных союзов.
Теперь я могу сообщить аналогичный факт. Являясь представителем харьковского союза металлистов на 3-й Всероссийской конференции, я получил от правления союза телеграмму следующего содержания: «В связи с передачей дома «Металлисту» (название союза), узнайте порядок регистрации союзов; местные суды отказываются, мотивируя отсутствием закона».
Два слова в пояснение телеграммы. Желая приобрести в собственность дом (так наз. «Дом рабочих» - единственный в России рабочий дворец), союз должен стать юридическим лицом. И вот в этом-то ему отказывает суд демократической страны.
Я имел по этому поводу разговор в министерстве труда. Мне сообщили, что в связи с киевским инцидентом министерство труда послало письмо в министерство юстиции (какой давно знакомый прием междуведомственных отношений!) с запросом. Министерство труда «предлагало» министерству юстиции издать в спешном порядке закон о союзах. Однако министерство юстиции до последнего времени ответа не дало. Предполагает ли министр юстиции как-нибудь уладить это «недоразумение» или он считает, что легализация союзов вещь вредная, - неизвестно. Не знаю, что намерено предпринять киевское центральное бюро, по наш союз, повидимому, не будет иметь возможности купить дом. В плодотворность переписки между двумя «демократическими» министерствами верится что-то плохо.
Делегат из Харькова Я. Б о я р к о в (А. Гольцман).
(«Новая Жизнь» № 61, 29 июня (12 июля) 1917 г.)
Текст воспроизведен по изданию: Рабочее движение в 1917 году. - М.; Л., 1926. С. 97.
Комментарии |
|