История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

Отчет о поездке по краю, сделанный на общем собрании Владивостокской организации большевиков 18/5 октября 1917 г. Печатается без изменений из газеты "Красное знамя".



Когда мы пустились в поездку с тов. Кушнаревым, то о результатах ее нельзя было предполагать то, что случилось. Результаты оказались самыми неожиданными.

Причина нашего успеха лежит в том, что политика коалиции и соглашательства, корниловщина и Московское совещание революционизировали массы, что они отвернулись от своих прежних вождей-оборонцев и соглашателей.

Первая; наша остановка была в Ник.-Уссур. В этом городе уже-давно сильно влияние с.-д. большевиков, и там делегатам, много не пришлось работать. Бывшая сперва главенствующей партия эсеров, благодаря работе сознательных интернационалистов потерпела полнейший крах; этому, конечно, не мало помогло и то, что с.-р. (меньшевики) стояли на оборонческих позициях. Нас встретили с сердечностью, в особенности, солдаты и железнодорожники, которых с.-д. большевики поддерживали во время забастовки. Что касается меньшевиков, то они там совсем малочисленны и не отделились еще от большевиков. На меньшевистскую конференцию оттуда никто не был послан. Доказательством тому, что солдаты становятся все более сознательными и с решительностью отстаивают свои интересы, является следующий факт. Нач. гарнизона в Ник.-Уссур. ген. Севастьянов пользуется любовью солдат. Генералу Хагандакову пожелалось его сместить, но гарнизон под влиянием большевиков запротестовал против этого, и ген. Хагандаков, явившийся на собрание солдат, кстати в это время певших «Рабочий марш», принужден был отказаться от своего намерения и оставить генерала Севастьянова.

Можно с уверенностью сказать, что Ник.-Уссур. гарнизон ни за кого другого, как за большевиков, голосовать не будет, это наверняка подтвердят тов. делегаты от Никольска-Уссурийского на конференции.

То же самое и в железнодорожных мастерских. Между прочим, того количества «Красного знамени», которое выписывают мастерские, нехватает, и они просят присылать большее количество экземпляров.

Переходя к отчету о Хабаровске, тов. Нейбут напоминает о том, какое, представление раньше было у Владивостока о Хабаровске: он рисовался всегда нам как город чиновничий, с определенной окраской, особенно это мнение о нем утвердилось после краевого съезда советов. Когда они приехали туда, они как-раз попали на объезд войск. Дело было во время ж.-д. забастовки. Известно, что Хабаровский совет отнесся к ней отрицательно, и речи на эту тему членов Хабаровского ЦК, объезжавших войска, с целью дискредитировать забастовку, начали было пользоваться успехом и создавать среди солдат определенное отношение. Тов. Нейбут обрисовал солдатам характер забастовки, объяснил, кто в ней виноват, и этим произвел совершенно обратное впечатление.

Что же касается рабочих, то. на собрании С. Д., где он присутствовал, [275] Вакулин, глава хабаровских меньшевиков, оперировал с весьма негодными средствами и подтасовкой фактов, давая отчет о бывшей конференции[1] и обвиняя исключительно владивостокских большевиков в расколе, при этом он почему-то говорил, что владивостокские большевики отличаются от всех остальных по России, они, дескать, особенные. По его мнению большевики ехали на конференцию с определенным намерением сорвать ее. Конечно, тов. Нейбут опроверг вое эти нападки, в особенности обвинение в преднамеренном желании сорвать съезд, доказав, что Владивостокская организация дала определенный наказ ни в какие списки с оборонцами не входить, а Хабаровск и Благовещенск как-раз требовали обратное. Вечером на другой день было созвано уже другое собрание большевиков. Собрание было небольшое, по окончании доклада было составлено маленькое ядро, и хотя нужно было бы еще остаться для дальнейшего развития организации, но обстоятельства заставляли ехать дальше в Благовещенск. Но впоследствии выяснилось, что хабаровская группа оказалась необыкновенно живучей; там встревоженные меньшевики-оборонцы и эсеры организовали ряд митингов с тем, чтобы «раздавить» поднимающийся большевизм, но оказалось, что рядовые работники-большевики не только не были «посрамлены», но наоборот, использовали эти митинги в целях пропагадны, и благодаря им число членов группы на много увеличилось. Конечно, это могло случиться только потому, что тт. большевики стояли на действительно правильной точке зрения и вся историй русской революции помогала им разъяснять тт. солдатам и рабочим всю ложность тактики оборонцев. Теперь там меньшевики и эсеры в большом унынье.

В Благовещенск ехали с довольно мрачными мыслями: припоминая доклад на конференции делегата меньшевика Никифорова, говорившего, что Благовещенск окончательно меньшевистский, что большевиков там нет, да и вряд ли у них там будет почва, казалось, что только зря теряется дорогое время. Вдобавок, а дороге они еще узнали, что в Благовещенске совет арестовал представителя стачечного железнодорожного комитета. После этого известия и тов. Нейбут и тов. Кушнарев были почти уверены, что и они будут там арестованы. На ст. Бочкарево они случайно встретились с первым большевиком Амурцевым из гор. Свободного; к удивлению, оказалось, что в этом маленьком городке не только имеются большевики, но что они уже ведут самостоятельную работу. На первом же собрании в Благовещенске, после доклада тов. Нейбута, рассказывали многие рабочие и солдаты, что за все 7 месяцев они в первый раз услышали живое слово. Назавтра же рабочие и солдаты стали их нарасхват приглашать на собрания. Рабочие возмущались повелением совета, арестовавшего пред. стач. комитета тов. Рачинского. Вообще после этих собраний рабочие вряд ли пойдут за меньшевиками. как это было до сих пор. Брожение уже шло, нужен был толчок. Одним словом, сознание масс там пробуждается с каждым днем. Тов. Нейбуту удалось присутствовать на заседании совета. Во-первых, его поразил порядок работ совета: ни малейшего сходства с Владивостоком. Например, порядок заседания не обсуждался, а председатель, вытащив какую-то бумажку и объявив по ней порядок, повел заседание дальше. [276] Тут же произошел любопытный инцидент: на заседании присутствовал только-что освобожденный Рачинский, сделавший доклад об истории с его арестом. После доклада лидер оборонцев Ротт заявил, что «тут произошла «ошибка», теперь все равно прошлого не воротишь, стоит ли обсуждать» и закрыл прения. Тов. Нейбуту так и не удалось высказаться по этому вопросу на заседании совета. Тт. благовещенцы очень просили его прислать хорошего работника-литератора, уверяя, что тогда вся организация, несомненно, станет большевистскою. Между прочим, т. Нейбут дал слово Ротту, предс. меньшевиков, что после конференции в Благовещенске будет устроен диспут на тему «большевизм и меньшевизм».

В заключение т. Нейбут указывает, что ничего удивительного в успехе поездки нет. Этому не мало способствовало то, что большевики все время указывали массам на неправильность поведения большинства социалистов; теперь же масса сама, воочию, увидела после корниловщины всю негодность политики соглашательства. Это теперь заурядное явление для всей России, но, предупреждает тов. Нейбут, нам нужно теперь утроить свою организаторскую работу, ибо массы, которые теперь, несомненно, хлынут в наши организации, могут совершенно растворить в себе маленькие группы идейных работников, и у нас получится такая же история, как и у с.-р., когда партия, бывшая до переворота революционной, оказалась переполненной после переворота совершенно несоциалистическими элементами.

Тов. Нейбут надеется, что смена, брошенные в этой поездке по краю, не заглохнут, работа будет там продолжаться, и еще раз в заключение призывает всех к дружной работе, особенно теперь, перед выборами в Учредительное собрание.


«Красное знамя» № 33 и 34, 1917 г.

[1] Речь идет о первой краевой партийной конференции, открывшейся 18/5 сентября в Ник.-Уссур. (см. дату в хронике).


Текст воспроизведен по изданию: Цыпкин С. Октябрьская революция и гражданская война на Дальнем Востоке: хроника событий: 1917-1922 гг. - Москва; Хабаровск, 1933. С. 275 - 277.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."