История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ТЕАТРЕ


Исследуемый театр[1] предстоящих действий 8-й армии, имеющий операционное направление Ровно, Ковель, Влодава, Луков, условной линией Гоща, Ровно, Луцк, Владимир-Волынский, Холм, Бискупице, р. Вепрж (от Бискупице до Коцк), Коцк, Межиречье и р. Кшна (от Межиречье до устья) делится на два участка: один - лесисто-болотистый, частью низменный, частью равнинный, второй - возвышенный и открытый.

Первый участок по устройству поверхности представляет собой низменность, которая к югу от условной линии Сарны, Ковель и к западу от р. Зап. Буг повышается w переходит в равнину. На всем участке встречаются незначительные возвышенности (10-15-20 саж.), большей частью в виде песчаных холмов. Холмы эти открыты и наиболее доступны для движения. Поверхность рассматриваемого участка почти сплошь покрыта огромными лесами, растущими зачастую на болотистой подпочве. Культурное лесное хозяйство здесь едва замечается, вследствие чего леса крайне заросли, просеки встречаются редко, в общем - леса в большинстве труднопроходимы. Значительные болота, как сопровождающие течение рек, так и разбросанные по всему участку, местами крайне труднопроходимы, особенно в котловине р. Припяти[2].

Среди болот разбросаны озера, наиболее значительные из них группируются по линии Ратно, Шацк, Влодава, Пугачев, Любартов. Болота и озера запирают пути, ведущие к фронту Брест-Литовск, Луков, и обращают дороги в открытые дефиле. Реки Стырь, Стоход, Турия, Припять (от истоков до слияния с Турией), Зап. Буг, Кшна, вследствие своих болотистых долин, [84] и служат препятствием для форсирования их. Сеть путей (за исключением западной части к западу от р. Зап. Бут) развита слабо. Дороги, пролегающие по болотистой и лесистой местности, изобилуют массой искусственных сооружений, разрушение коих вызовет длительную задержку в наступлении; подвоз будет сильно затруднен. Особенно слабо развита сеть дорог, идущих к переправам Зап. Бута, в северной части участка (севернее линии ж. д. Сарны - Ковель - Дорогуск), где намечено четыре сквозных пути, исключающих движение тяжелой артиллерии и очень трудных для движения артиллерии и обозов.

Дороги очень чувствительны к сырой погоде, гати страшно загрязняются, а характер местности не допускает обходов. Климат сырой, непостоянный, часто изменяет (даже зимой) проходимость лесисто-болотистых пространств и качество путей.

Все вышеизложенное приводит к следующему: северо-восточная часть участка (Зап. Полесье) к северу линии Сарны, Ковель, Влодава до р. Зап. Буг - низменна, сплошь лесистая и болотистая, прорезанная полноводными реками Горынь, Стырь, Стоход, в их нижнем течении изобилующая топкими, во многих местах вовсе непроходимыми болотами, при четырех ненадежных для наступления сквозных путях, исключает возможность здесь широких операций большими массами войск. Сплошные лесные и болотистые пространства, в большинстве труднодоступные вне дорог (в сырое время), разъединяют пути и затрудняют поддержание связи. Реки хотя и имеют значительное чисто переправ, но подходом к последним большей частью служат узкие лесные дефиле, значительно затрудняющие разворачивание и маневрирование войск. Все это придает местности характер, не благоприятствующий развитию операции большими массами. Характер местности здесь такое, что рассчитывать на плодотворную работу конных масс нельзя, хотя бы даже против небольших отрядов пехоты противника.

При наступлении в направлении Ковель, Влодава, Луков Зап. Полесье облегчает задачу по обеспечению правого фланга армии, вместе с тем оно затрудняет поддержание связи с армией, действующей к северу от него. Остальная часть рассматриваемого участка представляет местность равнинную с незначительными возвышениями. Леса здесь хотя и занимают значительные площади, но они, вследствие более возвышенного характера местности, сравнительно сухи и более доступны. Болота здесь уже не носят стихийного характера и более доступны. Наиболее значительные из них встречаются в районе Турийск, Владимир-Волынский, Корытница, Бендюга и в районе Славатичи, Савин, Бискупице, Любартов. Последние, расположенные среди лесов и связанные между собой болотистыми долинами рек, пересекают пути, ведущие к фронту Дрогичин, Луков. На этом участке сухих пространств мало и притом они настолько тесны, что развернуть даже пехотную дивизию возможно лишь в немногих местах.

Итак, если остальная часть рассматриваемого участка и не исключает ведения широких операций, все же закрытый характер (местности при путях, чувствительных к разрушению вследствие массы искусственных сооружений, значительно стесняет свободный маневр.

Второй участок составляет остальную часть рассматриваемого театра предстоящих действий и представляет собой возвышенное пространство[3], довольно сильно пересеченное и сравнительно открытое. Возвышенность по [85] мере движения к западу повышается (до 40 саж.) и к западу от р. Зап. Буг переходит в ряд параллельных хребтов, тянущихся в северо-западном направлении.

Леса везде встречаются в виде отдельных более или менее значительных групп, но в большинстве расчищены, содержатся в порядке и проходимы. Болота встречаются как исключение и никакого военного значения не имеют. Реки Иква, верховье Стыри, р. Зап. Буг, р. Вепрж (частью своего течения) пересекают пути наступления. Болотистые их долины в сырую погоду утяжеляют переправы; зимой же, даже при небольшом морозе, форсирование рек не встретит значительных препятствий. Путей как для наступления, так и для связи достаточно. Позиций на путях может быть избрано много.

Климат более сухой, чем в северной части, зима обычно держится с декабря до конца февраля. В общем второй участок дает полную возможность свободно маневрировать значительными массами войск.

Д о п о л н е н и е.  В разведывательном отделении штаба армии имеют сведения, что противником устроены позиции:

1) к востоку от Ковеля на фронте Стобыхва, Смоляры, Повурск, Песочно;

2) позиция непосредственно к востоку от Ковеля тянется на 20 верст и перехватывает линию ж. д. Сарны - Коеель, Роено - Ковель;

3) к востоку от г. Луцка, примерно на фронте Киверцы, Выгоданки, и несколько меньшая к западу от Луцка (вторая линия окопов);

4) по правому берегу р. Стырь от устья Иквы до Волковые; вторая и третья линии окопов - по левому берегу р. Стырь;

5) по левому берегу р. Луга от Владимир-Волынский до Яневиче (примерно);

6) по левому берегу р. Зап. Буг от Дубенка до р. Луги;

7) позиция фронтом на север по правому берегу р. Зап. Буг и левому р. Луга на участке Владимир-Волынский, Грубешов;

8) по правому берегу р. Зап. Буг, в районе Сокаль, и несколько рядов окопов по левому берегу реки, примерно от пересечения линии ж. д. Владимир-Волынский - Сокаль с р. Зап. Буг и далее на юг;

9) позиция противника фронтом на север вдоль линии ж. д. Кристынополъ - Белз.

Согласно показаниям бежавших из плена, в Брест-Литовске производится усиленная работа по восстановлению и укреплению крепости[4].

Все разрушенные железнодорожные мосты противником восстановлены. Имеются сведения, что дороги перешиты на заграничную колею; там же, где проходят две колеи, одна колея не перешивается. Кроме того, проложены полевые железные дорога[5]: 1) от Колки до Ковель; 2) от Луцка до Владимир-Волынского[6]; 3) от Рудня Почаевская на Броды; от Рудня Почаевская отходят ветви на Волковые, кол. Белогруда; 4) Луцк - Стоянов; 5) Сокаль - Грубешов - Холм; 6) Унув (вне района) - Грубешов; 7) Рава-Русская (вне района) - Томашов - Замостье - Красностав.


Генерал-квартирмейстер штаба 8-й армии
ген.-майор Стогов


Фонд 2003, II, д. 1247, лл. 29-31.

[1] Простирающийся вдоль операционного направления на 320 верст и имеющий по фронту 160 верст. - Прим. подлинника.

[2] Ограниченной с севера условной линией Черняны, слияние pp. Припяти и Турии, с востока - р. Турия, с юга - линией озер: Любань, Черское, Тур и с запада - частью ж. д. Ковель-Брест и частью Кобринского шоссе - Прим. подлинника.

[3] За исключением лесисто-болотистой равнины в районе Острое, Майдан, Верба, Чернявка. - Прим. подлинника.

[4] Об Ивангороде имеются лишь сведения, что работы по укреплению крепости не производятся. - Прим. подлинника.

[5] Часть конной, часть паровой тяги. - Прим. подлинника.

[6] Имеются сведения, что линия перешита в нормальную (заграничную) колею. - Прим. подлинника.


Текст воспроизведен по изданию: Наступление Юго-Западного фронта в мае-июне 1916 года. Сборник документов. - М., 1940. С. 84 - 86.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."