Новейшая история России и стран бывшего СССР

bqjW52Ljj9A

Коалиционное Временное Правительство, как выразитель мысли и воли революционной демократии, не может не поставить перед гобой задачи, выдвинутой войной и ее последствиями, задачи планомерной организации народного хозяйства и труда, вследствие невыполнения которой пал старый режим и должно было преобразоваться Временное Правительство.

Выполнение этих задач должно итти двумя параллельными путями: а) созданием органов, которые выяснили бы хозяйственное положение во всем его целом, и б) созданием исполнительных органов, которые бы осуществляли планомерное регулирование хозяйственной жизни. Такое регулирование должно осуществляться не ведомственной изолированной и потому обреченной на неуспех работой, а целостной системой мероприятий, проводимых под руководством объединенного государственного органа.

Совещательные органы должны быть образованы в центре и на местах из представителей революционно-демократических и других общественных организаций, торгово-промышленных и рабочих союзов, научных обществ, а также представителей партий, при участии соответствующих правительственных учреждений. Совещательные органы должны срочно (в течение месяца - двух) выяснить положение народного хозяйства и обсудить программу экономических мероприятий, рассчитывая на время войны и на период демобилизации.

Центральный Исполнительный орган должен быть образован при Временном Правительстве, в составе министров, ведающих отдельными отраслями экономической деятельности, их товарищей и особо назначенных лиц. Вся хозяйственная деятельность по производству, заготовке [276] и распределению продуктов для армии и населения, как монополизированных, так и подчиненных регламентации, должна быть сосредоточена в комитете снабжения, в состав которого входят и министр продовольствия, и все те органы, которые ведают заготовкой и распределением продуктов, как-то: Главное артиллерийское, военно-техническое управление, интендантство и все многочисленные комитеты и особые совещания, которые подлежат радикальному преобразованию как с точки зрения своего состава, так и функций и должны превратиться в дифференцированные отделы единого органа снабжения.

От анархического производства, от частных синдикатов настало время перейти к работе народно-хозяйственного организма по заданию государства, под его контролем и даже прямым руководством. Частный предприниматель и торговец должен быть ограничен в сфере извлечения прибыли и самого направления своей частно-хозяйственной деятельности. Для многих отраслей промышленности назрело время для торговой государственной монополии (хлеб, мясо, соль, кожа); для других условия созрели для образования регулируемых государством трестов (добыча угля и нефти, производство металла, сахара, бумаги) и, наконец, почти для всех отраслей промышленности современные условия требуют регулирующего участия государства в распределении сырья и вырабатываемых продуктов, а также фиксации цен.

Задачей соответствующих организаций должно быть поставлено максимальное использование наличных производительных сил в важнейших отраслях промышленности и дальнейшее их развитие соответственно требованиям па продукты.

Одновременно с этим следует поставить под контроль государственно-общественной власти все кредитные учреждения для борьбы с спекуляцией товарами, подчиненными государственному регулированию. Все сделки с иностранной валютой должны находиться под контролем государства.

Всякие эмиссии акций и облигаций торгово-промышленных обществ могут быть допускаемы лишь с разрешения центрального экономического органа.

Финансы государства и его денежная система должны быть поставлены в органическую связь с указанной экономической политикой.

Должны быть приняты самые энергичные меры для поддержания ценности рубля. С этой целью необходимо сократить до минимума выпуски бумажных денег, одновременно установить высокое обложение имущих классов и усилить извлечение из оборота излишних денежных знаков путем внутренних займов. Возможно большую часть расходов государства следует покрыть путем введения налогов - подоходного, наследственного, на военную прибыль, поимущественного, на прирост ценности, на предметы роскоши и единовременного поимущественного сбора С целью привлечения свободных средств к приобретению государственных займов следует воспретить сделки по продаже земель, усилить привлечение вкладов в Государственный Банк, развить сеть сберегательных касс и ограничить частные эмиссии. При недостаточности этих мер придется прибегнуть к принудительному займу. [277]

Государственное регулирование труда при развитой системе экономической политики должно не только защищать интересы трудящихся, но и преследовать задачу рационального распределения рабочих сил страны. Министерство труда должно быть тесно связано с мобилизационным отделом военного министерства, и все произведенные укомплектования армии должны быть пересмотрены как с точки зрения состава отвлеченных на фронте сил, так даже их количества.

Вместе с тем следует пересмотреть все списки освобожденных от призыва в армию с целью привлечения всех уклоняющихся и принять самые решительные меры борьбы с тунеядством, вплоть до введения трудовой повинности.


[Перепечатано из «Новой Жизни» № 31 от 25 мая (7 июня) 1917 г.]



Текст воспроизведен по изданию: Революция 1917 года: (хроника событий). - Т. 2. - М.; Пг.: 1923. С. 276 - 278.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."