История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

340294-5a3a1ba3fd4eaa120248bb4d991b2847

Телеграмма.


№ 27.

22 января/4 февраля 1917 г.

Личная.

Сегодня утром нежданно явился в миссию болгарский посланник Ризов, с которым я был в дружеских отношениях во время моей службы в Риме и который афишировал безграничную преданность России. Я высказал ему удивление, что он решился войти ко мне после того, что продался Германии. Он возразил, (что) как личные его чувства, так и чувства Болгарии к России не изменились и что будущее это подтвердит. Он добавил, что нарочито приехал из Берлина, чтобы просить меня телеграфировать вашему высокопревосходительству о желании Германии на чрезвычайно выгодных условиях заключить сепаратный с Россией мир. Я не полюбопытствовал узнать, каковы эти условия, но он поспешил выдвинуть решение Германии обеспечить выход из верного моря не только нашей торговле, но и военным и морским силам. При этом он говорил, что не имеет полномочий ни от германского, ни от своего правительства, что действует на свой страх, дабы оберечь нас от бедствий, которые могут угрожать нам, ибо немцы, будто бы, в мае удивят мир чудовищными вооружениями, но не оставил во мне малейшего сомнения, что действовал по поручению немцев. Я ответил, что не могу передать его слов в Петроград, так как нe имею права выслушивать предложения наших врагов. К тому же мы взаимно связаны с союзниками не заключать сепаратного мира, и никакие выгоды не смогут склонить Россию к нарушению принятого на себя обязательства. Он старался убедить меня все же телеграфировать Вам, но я решительно отказался и (мы) расстались. Посещение посланника, полагаю, является новым доказательством отчаянного положения Германии, вынужденной одновременно с объявлением блокады прибегать к посредничеству Ризовых[1].


Г у л ь к е в и ч.


[1] Первоначально Ризов обратился с аналогичным предложением к Неклюдову. (См. воспоминания его «Dipl. Reminiscences», с. XXIII, р. 459 и сл.). Последний, по совету французского, английского и итальянского посланников, решился принять его еще до получения инструкций из Петрограда. Ризов указал Неклюдову, что он действует по личной инициативе и о его шаге не осведомлены ни в Берлине, ни в Софии. Официальной целью своего приезда в Стокгольм он выставлял необходимость установить более близкие отношения между скандинавскими странами и Болгарией. Не дождавшись ответа из Петрограда на сделанное им Неклюдову предложение, Ризов выехал в Христианию, где вступил в переговоры с Гулькевичем. Общая инструкция по этому поводу, данная Покровским Неклюдову и Гулькевичу, сводилась к тому, чтобы, в случае новых попыток со стороны Ризова, добиться от него более точной формулировки условий. (О дальнейшем ходе этих переговоров см. т. I, прим. 1 на стр. 483).


Текст воспроизведен по изданию: Константинополь и проливы по секретным документам б. Министерства иностранных дел. - T. 2. - М., 1926. С. 384.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."