История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Телеграмма адресована также Л. Д. Троцкому и Сибревкому. В Москве телеграмма получена 20 января.
На № 319 сообщаю. 28 декабря по прямому проводу из Верхнеудинска Красноярск получил известия, что 27 декабря в 10 час. ударным батальоном чехов арестован и взят под охрану в Нижнеудинске поезд Колчака с министрами Пепеляевым, Ячевским и ген. Мартьяновским и грузом золота. Одновременно в г. Нижнеудинске совершился переворот.
Вслед за тем в разговоре по прямому проводу с Черемховским революционным штабом выяснено, что в Иркутске идет бой на улицах между революционными войсками, действующими в контакте с советскими отрядами, и юнкерами при полной пассивности со стороны чехов и японцев и что восстанием руководит «Политический центр» местных общественных организаций под лозунгом «Мир Советской России на условиях нашей полной капитуляции и борьбы с Семеновым». Допрошенный в Красноярске Евгений Колосов заявил, что Политический центр организован из представителей партий социалистов-революционеров, меньшевиков, крестьянского союза и политического земского бюро.
В разговоре по прямому проводу между Красноярском и Иркутском от 11 января, в 20 час. официальный представитель Политического центра предложил военкому 30 начать мирные переговоры и сообщил, что к нам выслана мировая делегация[1]. В иркутских событиях чехи соблюдают дружественный нейтралитет и Политический центр при переговорах с союзниками гарантировал им беспрепятственную эвакуацию их через Владивосток, каковому продвижению на восток, однако, пытались помешать семеновцы, но были разбиты наголову чехами, и последние заняли Забайкальскую дорогу.
В разговоре по прямому проводу с Иркутском от 12 января на[чальника] штаба коммунистических рабоче-крестьянских дружин т. Бурсак с военкомом 30 выясняется точная обстановка в Иркутске: все командные должности местного гарнизона заняты нашими коммунистами. Много бывших офицеров и весь гарнизон, оставшийся после Колчака, подчиняется и ждет распоряжения коммунистического штаба.
В распоряжении коммунистического штаба находится 2 батальона партизан под командованием Карандашвили[2], через два дня подойдет из Верхоленска дивизия Зверева численностью до 6 тыс. штыков. Ощущается недостаток пулеметов и артиллерии.
Чехи и японцы стоят определенно в оппозиции к нам, располагают [196] достаточными силами и парализуют пока наши действия. Магистраль Иркутск - Верхнеудинск занята чехами и японцами. Чехи разоружили большое количество частей и Семенова, захватили ген. Скипетровича, Сычева и др. Семенов не захвачен.
Получены сведения об упорных боях на Амуре с японцами.
Чехословаки ставят себе цель проезд на восток, среди них сильное брожение. Союзники опираются исключительно на чешские штыки.
Часть правительства Колчака арестована, сам же Колчак в своем поезде проехал на ст. Зима. На ст. Черемхово выставлен сильный заслон, где будет предъявлен ультиматум о выдаче Колчака.
Как только будут оттянуты силы, коммунистический штаб решил действовать решительно за восстановление советской власти. До Ледовитого океана советская власть восстановлена. Число членов-коммунистов в революционном штабе 7 чел. На ответственные командные должности не состоящих в партии не назначаем. Из видных коммунистов остал[ся] Шумяцкий Яков. Эсеры-меньшевики никакого влияния на массы не имеют, все взоры обращены на двигающуюся регулярную Красную Армию и на наш коммунистический штаб.
В разговоре по прямому проводу от 17 января в 19 час. сопровождающий мирную делегацию представитель Сибирского ЦЕКА партии коммунистов т. Краснощекое в общих чертах подтвердил Ревсовету изложенную обстановку: формально власть находится в руках Политического центра, фактически же она в руках коммунистического штаба и комитета партии. В Иркутской губернии, исключая магистрали, всюду установлена советская власть. Политический центр самостоятельной политики не имеет. Считает, что наступление под его флагом облегчит занятие Дальнего Востока и нейтрализацию Японии.
Чехи очистили от Семенова железную дорогу вплоть до Верхнеудинска, который и занят коммунистами[3]. Представляется вероятным занятием территории вплоть до соединения с т. Журавлевым, вплоть до Сретенска с амурцами.
Поезд Колчака, где находится Пепеляев, а также 29 вагонов золотого запаса были отправлены под чешской стражей на восток и остановлены рабочими на ст. Мловипной между Черемхово и Иркутском, находятся под смешанной охраной наших и чехов. Все арестованные ранее генералы а также задержанные у Байкала 2 вагона серебра переданы чехами иркутским властям.
В Иркутске находится представитель французской миссии ген. Жанен. Все переговоры Политического центра с союзниками ведутся через него. Все союзные миссии выехали в Верхнеудинск. В день съезда[4] из Иркутска началась эвакуация японцев. Всего на линии Канск-Иркутск находится около [197] 10 тыс. чехов, остальная же масса, до 40 тыс. - к востоку от Байкала. По заявлению уполномоченного чешской республики в Енисейской губернии, чехи боятся сдавать оружие, уверенные в неизбежном столкновении с Японией на Дальнем Востоке. Проследование[5] через Европейскую Россию на родину считают невозможным по чисто транспортным условиям.
Из Иркутска получена еще телеграмма, что весь Север Сибири, начиная от Тулуна, весь Ленский край, Витим - Бодайбо[6] заняты отрядами северной группы советских войск, везде существуют Советы, объединенные в Центросовет. При посредстве[7] радиостанции в Охотске рассылаются информации и воззвания Центросовета всему Дальнему Востоку. Между Владивостоком и Хабаровском находятся войска атамана Калмыкова, которые отрезаны со всех сторон сильными партизанскими отрядами Красной Армии[8], между Владивостоком и Уссурийском повсеместно восстания. Владивосток, Хабаровск, Николаевск и Благовещенск ожидают с минуты на минуту переворот, власти бегут (сообщение это по всей вероятности несколько преувеличено).
Таково положение на основании тех данных и сообщений, которые мы имеем.
Делегация Политического центра в составе председателя делегации, члена ЦК РСДРП Ахматова[9], члена Сибирского краевого комитета партии эсеров Кононова, уполномоченного Главного штаба Народно-революционной армии Восточной Сибири Коркина[10] и т. Краснощекова и других вчера проследовала [через] Красноярск. Реввоенсовет 5 и Сибревком предполагают выслушать делегацию с информационной целью, после чего примут определенные решения, о чем и поставят Вас немедленно в известность. № 134.
Реввоенсовет 5: Смирнов, Грюнштейн
ГАРФ. Ф. 130. Оп. 4. Д. 475. Л. 25-26. Копия.
[1] Правильно: мирная делегация.
[2] Правильно: Каландаришвили.
[3] Верхнеудинск находился еще в руках интервентов и белых.
[4] Правильно, по-видимому: отъезда.
[5] В тексте: по проследованию.
[6] В тексте: Витим-Бода, ибо.
[7] В тексте: При последствии.
[8] Так в тексте.
[9] В тексте: членов ЦКрудеп.
[10] В тексте: уполномоченного Главного штаба революционного штаба Восточной Сибири.
Эти и другие искажения текста были допущены при приеме телеграммы.
Комментарии |
|