История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Из газеты „Кiевская Жизнь" за 8 октября 1919 г.
В воскресенье в думѣ состоялось экстренное собранiе членов лиги борьбы с антисемитизмом, организованной кiевским комитетом союза городов сѣверной Украины, и состоящей из представителей почти всѣх кiевских общественных организацiй.
Предсѣдательствовал Я. Н. Зарубин.
Экстренное собранiе было созвано, в виду тѣx событiй, какiя имѣли мѣcтo в Кiевѣ, и вызывали принятiе срочных мѣр против этих событiй.
Г. Зарубин указывает, что город переживает ужасный момент, происходят погромы, грабежи по квартирам. Настроенiе против еврейскаго населенiя возбужденное. И в этот момент в нѣкоторых кiевских газетах появляются замѣтки о якобы допущенных евреями эксцессах против Добровольческой армiи. Это еще болѣe разжигает настроенiе. Между тѣм уже опредѣлилось, что замѣтки, появившiяся в „Вечерних Огнях", ложны, уже многiя извѣстiя этой газеты опровергнуты.
Между прочим, Г. Зарубин сообщает извѣстный ему факт: 2 врача с Институтской ул., обвиняемые газетой в стрѣльбѣ, и будто-бы за это разстрѣлянные, - никакого отношенiя к большевикам не имѣли, выстрѣлов из их квартиры не было, и сами эти врачи разстрѣлу не подвергались.
- Большая часть сообщенных „Вечерними Огнями" извѣстiй оказывается уже опровергнутыми. Но нужно это опроверженiе продолжать. Нужно, - предлагает А. Н. Зарубин, - избрать комиссiю, которая занялась-бы дальнѣйшей провѣркой сообщаемых „Вечерними Огнями" свѣдѣнiй. Пусть эта комиссiя запротоколирует совершенно об'ективно акты своего обслѣдованiя...
Во время происходившаго затѣм обсужденiя создавшегося положенiя намѣчен был ряд других мѣp. В обсужденiи этих мѣp приняли участiе протоiрей К. М. Агеев, г-жа Патканова-Кронковская, г.г. Оранскiй, Быховскiй, Закон, Вакар, Е. П. Рябцов, Дешевых, П. Э. Бутенко и др.
Были предложенiя, чтобы обслѣдованiем занялся прокурорскiй надзор, и по результатам обслѣдованiя были привлечены к отвѣтственности виновные в клеветѣ. С другой стороны указывалось, что судебное разслѣдованiе может затянуться, необходимо-же разслѣдованiе и опроверженiе немедленное. [248]
Кромѣ того, прокурорское слѣдствiе ведется негласно, а момент требует широкой публичной огласки лжи и клеветы. Был ряд предложенiй об обращенiи к власти, дабы она приняла мѣры к пресѣченiю не только уличной, но и печатной человѣконенавистнической агитацiи. Рекомендовалось испросить разрѣшенiе на изданiе однодневной газеты агитацiонно-просвѣтительнаго характера, что может сыграть крупную роль в разсѣянiи ложных извѣстѣй и навѣтов. Привлечь педагогов к тому, чтобы они в школѣ влiяли на дѣтей. Просить власть об усиленiи охраны с привлеченiем к этому граждан.
В результатѣ собранiе постановило избрать комиссiю для обслѣдованiя сообщенных в „Вечерних Огнях" извѣстiй, обратиться к мѣстному командованiю с представленiем о принятiи самых энергичных мѣр против погромов, для чего составить особый меморандум. Принять мѣры к распространенiю противоагитацiонной литературы.
В воскресенье-же лига приступила к выполненiю этих постановленiй.
Текст воспроизведен по изданию: Гусев-Оренбургский С.И. Багровая книга. Погромы 1919-20 гг. на Украине. - Харбин, 1922. С. 248 - 249.
Комментарии |
|