История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Дата расшифровки телеграммы.
Иркутск
В дополнение моей вчерашней записки сообщаю свое окончательное впечатление от всех разговоров и планов о финансовой помощи нашим железным дорогам.
Финансовая помощь по проекту Технического совета сохраняет [130] за нами самостоятельность, но зато ограничивает помощь узкими рамками железнодорожного хозяйства, оставляя за нами возможность не решать в данный момент общей проблемы финансово-экономической политики России. Проект Англии, развитый в некоторых частях американским представителем в Междусоюзном комитете, содержит в себе пока в скрытой форме возможность расширения финансового вопроса из плоскости узко железнодорожной, но для того, чтобы на него решиться, правительству нужно предварительно и немедленно решить, какого направления оно предполагает держаться в дальнейшей своей финансово-экономической политике, а именно, будет ли оно продолжать политику Витте поощрения русской промышленности или остановится на взглядах Канкрина и признает необходимым перейти к поощрению натурального хозяйства в России.
При принятии правительственного решения продолжать политику Витте само собой определится необходимость отрицательного отношения к проекту Англии и одобрение проекта Технического совета, ибо в проекте Англии нами явно теряется наша самостоятельность в выборе финансово-экономической политики, и союзники будут в состоянии поставить Россию в положение страны натурального хозяйства и поставщицы продуктов добывающей промышленности, получая таким образом для себя рынок сбыта продуктов обрабатывающей промышленности.
Наоборот, проект Технического совета оставляет нам свободу действий и если бы потом эта политика была изменена, то сталось бы только под вопросом, как тогда отнесутся союзники к оказанию нам помощи в более широком масштабе, чем железнодорожный.
При решении правительства отказаться от политики Витте, проектом Англии, как раз обратное, можно воспользоваться широко, и несмотря на наше отчаянно затруднительное финансовое положение немедленно начать возрождение нашего благосостояния на платформе развития наших натуральных источников доходов и вывоза при помощи иностранной техники и капитала.
Говоря короче, проект Англии может быть вызван, как желание или возможность образования железнодорожного синдиката, членами которого будут или только иностранные государства, или они и Россия.
Если успею, в воскресенье 30 марта курьерским вышлю подробный доклад по этому вопросу.
Все вышеизложенное заставляет меня еще раз обратить внимание на серьезность вопроса о финансовой помощи и необходимости или сообщения мне решения правительства, какого курса держаться в финансово-экономической политике, или настаивать на немедленном переезде Междусоюзного комитета [131] в Омск для решения финансового вопроса. Ожидаю ответа.
Комментарии |
|