История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

8488

Секретно


ШТАБ
Казанского Военного
Округа
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
местной военно-цензурной
комиссии
10 февраля 1917 г.
№ 343.
г. Казань.


РАПОРТ

Из ежедневных отчетов г.г. военных цензоров Округа за минувший январь месяц видно, что в  р у с с к о й  к о р р е с п о н д е н ц и и  с  т е а т р а  в о й н ы   преобладали письма без всякого упоминания о войне (52%), письма же о мире, их было очень много, процент достигал цифры 31; остальные же 17% заключали в себе письма со всякого рода жалобами и сообщениями недозволенных сведений.

Повышение настроения армии вызвано, главным образом, высочайшим приказом по армии и флоту, явившимся ответом на германские предложения начать мирные переговоры:

Воодушевленные словами августейшего верховного вождя, наши войска теперь готовы помериться силами с врагом. Но на ряду с бодрыми, полными лучших боевых надежд, сообщениями, сплошь и рядом приходится читать такие строки: „Мы здесь на фронте проливаем кровь, терпим разные лишения и кладем жизнь, а там на нашей крови, на трупах павших героев купцы-спекулянты строят свое благополучие и счастье. Вот что огорчает нас. Мы это знаем, [103] знаем смех над нами, их искариотскую улыбочку в кулак, их предательские слова: „Пусть воюют, а мы наживемся, если нужно будет, то и в тылу сумеем устроиться". Для них лозунг - нажива и укрывательство; для нас же - торжество правды над злом. И всех нас единит этот лозунг. А где есть единение - там и сила; а где сила - там победа. Мы добьемся торжества правды над злом и тогда будет другая, новая жизнь, будет счастье для многих".

Есть в армии такие солдаты, которых один из офицеров характеризует следующим образом: „Теперешний солдат, которого покрутят, в запасном полку два месяца, приезжает на позицию мужик-мужиком и совершенно не понимает необходимости победы России над проклятым немцем, говорит и думает одно: надо скорее кончить войну. А того совершенно не знает, что если немец нас победит, тогда не живи на свете"... Этот разряд нижних чинов очень болтлив в письмах и зачастую посылает родным самые антипатриотичные советы, подчеркивает в сообщениях о войне одни теневые стороны ее, наши неудачи и недостатки. Такие авторы прежде всего обращают на себя внимание своими сообщениями о бунтах и забастовках на фронте. И всякий раз подчеркивают, что „ежели так дальше будут себя вести солдаты, глядишь скоро дождемся и мира". Так пишут более „скромные", а „передовые" идут дальше: они призывают оставшихся в тылу родственников и товарищей даже к революции. Конечно, собщения этих „передовых" чудовищны своим мрачным взглядом на всех и на все. По их словам, „все солдаты озлобились и не хотят итти в бой. Начальство передает только приказания, а сами назад. Вот и воюй. А чуть где на отдыхе, где бы дать солдатику отдохнуть, а они всячески мучают усиленными занятиями и даже бьют по морде. Врачи обходятся с больными скверно, грубо и даже не верят больным и иногда употребляют кулаки"..... Или: „я вижу из Вашего письма, что у вас все отбирают, но вы не давайте, - ведь это ваше собственное, вы хозяева и можете спрятать подальше. Они у бедного отбирают последнее, а богатого и помещика и не видят. Разве это порядок. Нет и не было его у нас. Раз заступил министром немец, то доведут страну до полной гибели. Я думаю, что наша страна погибнет... Мы и так видим, как с голоду морят нас, наших жен и детей. Но мы пока ничего не говорим, а придёт час мы скажем им: довольно нас губить, пора и нам взглянуть на свет. Мы требуем от них, что нам нужна свобода и чтобы не министры правили страной, а народ, избранники народные, которые говорят всю правду народу. [104] Мы будем ждать, что нибудь, наверное, будет. В армий нашей, что то появляется, но что покажет весна и что скажете вы там в тылу"...

Жалобы армии остаются прежними, и один из авторов суммирует их в следующих стихах:

От прогорклых щей

Польская картошка в животе поет:

Грустно и тоскливо на душе моей.

То мяучит кошкой, то козлом поет.

А в котле навара нет уже следа,

А поляк хозяин все в карман глядит

Знать на кошевара подошла беда.

За пустяк картошки шкуру снять хотит,

Хлеба не хватает

Доктор медицины стал такой герой.

Нет уже крупы.

Перколол нам спины и поднялся вой.

У солдатов морды стали уж тупы.

А душа изныла об семье родной,

Всюду нас ругают, старшие бранят,

Домой не пускают, хоть ты волком вой

Без толку гоняют, будто грешных в ад.


Солдатам крайне не нравится чечевица, и всё, что из нее. Чечевица поперек горла встала, видимо, столь многим, что про нее в армии даже сложилась нехорошая пословица-угроза: „дадите кашу все будет наше," а будете чечевицу - отдадим и Черновицу".....

Из единичных, но интересных сообщений с театра войны можно еще отметить следующее: „Накануне Рождества в одну из наших рот три австрийца принесли убранную елку и приподнесли ее с пакетом командиру полка, в пакет была вложена поздравительная карточка. Командир принял подношение и распорядился отпустить австрийцев обратно".

В другом письме призванный в войска студент-петроградец грустит, что он сейчас связан не с тем "элементом студенчества, который ему люб" и радуется лишь тому, что "ныне действующее в Петрограде студенчество начинает оживать, об этом сюда дошли верные слухи. Даст Бог и на нашу долю останется. Наступают сильные моменты, пропустить которые грех. Сюда товарищи других рот привезли отчеты и резолюции некоторых с'ездов. Есть что послушать и о чем передумать, здесь призванные студенты тоже думают устроить литературные и политические вечера, но вряд ли удасться".....

Наконец один из нижних чинов пишет, что в какой то войсковой части "солдаты болтают, что будто бы мир заключен с Германией и на выгодных условиях для нас. Но дело в том, что Германия не [105] может обезоружить своих солдат, которые ищут земли и воли, так что в Германии поднялась революция, не могут с ней справиться"....

Наибольшее количество  к о р р е с п о н д е н ц и  и  и н о р о д ц е в  с  т е а т р а  в о й н ы  за январь заключало в себе письма о пожелании скорейшего мира. Особенно часто пишут о мире татары. Почти в каждом письме встречаются выражения: „скоро мир", или „слава Богу, заговорили наконец о мире". Не видно было в татарских письмах и ясного понимания переживаемого момента, а раньше все-таки замечалось, но теперь татары не вглядываются в будущее России; если будущее их и интересует, то исключительно свое узконациональное будущее. Сознавая, что „писать много нельзя - секут когда узнают, что солдаты правду пишут", автор одного из писем тем не менее сообщает: „терпим много бед. Пусть скорее мирятся цари, нам хуже не будет. Здесь говорят, что у поляков теперь свой царь. А мулла Эфенди говорит, что мы здесь воюем не без пользы для нашей нации".... Другой мусульманин сообщает для татарской газеты, что „на праздниках, 25 декабря, дивизионный начальник и офицеры заставляли нас петь свои песни. Мы показали, что мы не пустой народ, мы не хуже других. Просим Вас, в каждом номере пишите, что нас много миллионов и что у нас есть сознание. Мы не должны отставать от финляндцев". К одному из татарских писем была приложена австрийская прокламация.

В прошедшей цензуру корреспонденции  и з  т ы л о в ы х  в о й с к о в ы х  ч а с т е й,  по донесению одного из цензоров округа - „ничего существенного не обнаружено при чем проявления патриотизма весьма редки, сознания же важности переживаемого момента - нет. Несмотря на то, что в тылу, как и на фронте, была увеличена порция продовольствия, а также и предоставлены некоторые развлечения и свобода в первые дни праздника, масса сообщений носит унылый характер и полна горечи, при чем ярко вырисовывается их желание "скорого окончания войны и стремление снова быть в кругу семьи. Наибольшая же часть сообщений сводится, как и раньше, к описанию обучения военной службы, питания, и обмундирования".

Затем можно еще отметить письмо, автор коего лежит где-то в лазарете. Прочтя старые газеты, он высказывает такие мысли: „по всему видно, что в борьбе общества с правительством стали затушевываться события на фронте. А здесь идет работа, машина, пущенная в ход, работает и работает как будто хорошо. Не слышно ничего ненормального, - звук ровный, ритмически правильный: [106] без перебоев и скрипа. Но в тылу ошибаются: армия тоже думает и внимательно присматривается и прислушивается к тому, что делается в тылу и хорошо разбирается в событиях на фронте"..... Далее тот же автор пишет, что его „больше всего удручает то, что офицерство находится в заблуждении относительно настроений в армии и это заблуждение более сильно вверху. Громадная отчужденность нижних чинов от офицеров и та практика, которая принята за правило, что „у нас все благополучно", создает сплошной обман, или самообман".....

Содержание  в н у т р е н н е й  р у с с к о й  к о р р е с п о н д е н ц и и  довольно разнообразно, но интересного в ней, с точки зрения военной цензуры, было немного. Однако, замечено, что многие авторы тщательно описывают всякие беспорядки, "голодные бунты" и забастовки и примером таких сообщений может служить выписка из следующего письма: „ В Москве очень много нового. 9 Января ходили по театральной площади с красным флагом и кричали "долой войну", а сегодня сидим без хлеба. Каждый день ждем погрома, и вероятно, скоро будет"..... Затем, обратило на себя внимание цензуры письмо на имя одной из царицинских газет. В нем автор весьма пространо разбирает вопрос о нуждах войны и неправильность распределения на население тягот ее....

В о  в н у т р е н н е й  к о р р е с п о н д е н ц и и  и н о р о д ц е в  замечена прежде всего радость неизвестной немки[1] (из Москвы), которая пишет: „Юлька, я в великолепном настроении, прямо дурить хочется без конца и знаешь почему такое настроение. У нас сегодня в Москве была забастовка, останавливали трамвай, были плакаты „долой войну". Многих ловили, пересажали в тюрьму, а потом нагнали казаков и они шашками живо разогнали толпу. Градоначальник приезжал. На площади говорили речи, на Тверской даже стрельба была".

. . .

Подлинный подписал полковник  П р о г н а е в с к и й.


[1] Цензор пытается найти виновников начинающейся революции в немецких кознях.


Текст вспроизведен по изданию: Царская армия в период мировой войны и февральской революции: (материалы к изучению истории империалистической и гражданской войны). - Казань, 1932. С. 103 - 107.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."