История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
«Сфатул-Церий» (Краевой Совет) - орган самоуправления Бессарабии. Учрежден решением так называемого «военно-молдавского конгресса», состоявшегося 20 октября 1917 г. в Кишиневе Был сформировав не на выборных началах, а путем представительства от политических партий, культурно-просветительных и других организаций. Большинство мест было предоставлено буржуазной молдавской национальной партий. Открытие «Сфатул-Церия» состоялось 21 ноября 1917 г.
В декабре 1917 г. боярская Румыния, оккупировав Бессарабию, использовала «Сфатул-Церий» для того, чтобы придать видимость «законности» отторжению Бессарабии от Советской России. 27 марта 1918 г. «Сфатул-Церий» утвердил акт о присоединении Бессарабии к Румынии на началах автономии. Голосование происходило в обстановке грубого давления на депутатов: здание «Сфатул-Церия» было окружено румынскими войсками, в зале заседаний находились офицеры и солдаты, воинские части заполняли город. Но даже в такой обстановке почти половина депутатов (от крестьянского съезда и национальных меньшинств) воздержалась от голосования, мотивируя это тем, что «Сфатул-Церий» неправомочен решать столь важные вопросы. Советское правительство выразило решительный протест против этого незаконного захватнического акта (см. док. № 136). 26 ноября 1918 г. «Сфатул-Церий» принял решение об отказе от автономии Бессарабии, предусмотренной актом от 27 марта, и о самоликвидации. Недействительный, фальсифицированный характер этого решения явствует из публикуемого письменного протеста депутатов «Сфатул-Церия» (см. док. № 422).
Ноябрь 1918 г.[1]
Мы, нижеподписавшиеся депутаты «Сфатул-Церий», в интересах разоблачения невиданного и недопустимого политического шантажа, насилия и фальсификации постановили составить акт о нижеследующем:
25 ноября 1918 года по инициативе «Молдавского блока» было назначено открытие сессии «Сфатул-Церий» без заблаговременной публикации в газетах и рассылки повесток, о чем была поставлена в известность лишь группа депутатов «Молдавского блока». Истинность намерений «Молдавского блока» была замаскирована заметкой, помещенной [589] в официозе Совета директоров газете «Сфатул-Церий» в румынском издании (№ 189 от 26 ноября, вышедшего к вечеру 25 ноября), где было указано, что «Сфатул-Церий» будет созван «завтра» или «послезавтра».
Таким образом, все остальные парламентские группы совершенно не были оповещены об открытии. Из лидеров остальных фракций частным образом был оповещен лишь г-н В. В. Цыганко - и то лишь за 2 часа до открытия заседания, вследствие чего г-н Цыганко лишен был возможности оповестить членов крестьянской фракции, а также примыкающих к ней. Вследствие чего открытие «Сфатул-Церий» состоялось лишь в присутствии «Молдавского блока» и отдельных депутатов других группировок, случайно явившихся в здание парламента. Товарищу председателя «Сфатул-Цернй» П. Н. Халиппе депутатом В. В. Цыганко от имени крестьянской фракции, фракции меньшинств и от имени «Молдавского блока» было сделано заявление о недопустимости в отсутствие этих фракций открытия «Сфатул-Церий», и если же обстоятельства требуют открытия непременно 25 ноября, то, во всяком случае, в этот день не допускать на этом заседании выборов президиума.
Открытие заседания состоялось 25 ноября, и, невзирая иа заявления депутата В. В. Цыганко, выборы были произведены при отсутствии кворума (голосовало 48 депутатов при кворуме одной трети состава «Сфатул-Церий», т. е. 54 депутатов, так как всего депутатов- 162). 26 ноября перед открытием заседания «Сфатул-Церий», на повестке которого значилось обсуждение только аграрного вопроса, группа депутатов, не участвовавшая в выборах президиума и не доверяя ведение парламентских дел ему, обсудив вопрос о заседании 25 ноября, уполномочила депутата г-на Гензула перед открытием заседания сделать от ее имени нижеследующее заявление: «Группа депутатов, не участвовавшая во вчерашнем заседании по вине президиума, не разославшего официальных приглашений, констатирует, что выборы были произведены в отсутствии кворума и с нарушением схемы, и поэтому настоящего президиума не признает и требует его переизбрания. Впредь до выполнения сего группа депутатов не будет принимать участия в пленарных заседаниях». На это заявление председательствующий дал следующее по смыслу разъяснение: «При открытии «Сфатул-Церий» в зале находилось достаточное число депутатов для надлежащего кворума, и при выборах президиума было больше половины депутатов, из явившихся на это заседание, а потому выборы президиума считаются правильными и переизбрание президиума не состоится».
После этого группа, протестовавшая против избрания президиума, демонстративно покинула зал заседания под иронические аплодисменты и выкрики оставшихся депутатов [590] «Молдавского блока» и даже самого председательствующего. Часть депутатов немедленно же покинула здание «Сфатул-Церий», остальная же часть собралась для обсуждения создавшегося инцидента и, не желая быть спровоцированной на отказ от участия в работах парламента по рассмотрению аграрного законопроекта, вынесла постановление уполномочить депутата В. В. Цыганко сделать в пленарном заседании от группы покинувших зал заседания депутатов следующее заявление: «Группа депутатов, покинувшая зал заседания, выразила этим исключительно свой протест против неправильного избрания президиума, состоявшегося при отсутствии кворума с явным нарушением схемы и с применением недозволенного для парламента насилия, выражает свое недоверие президиуму и заявляет, что только движимое сознанием необходимости выработки аграрного законопроекта, который приемлем в принципе для нее в той форме, которая выработана Аграрной комиссией, готова в дальнейшем вести совместную работу по рассмотрению этого закона, твердо стоя на непризнании президиума настоящего состава, не считая его ответственным руководителем и представителем «Сфатул-Церий».
После объявленного перерыва председательствующим П. Н. Халиппой было дано слово представителю депутатов, покинувших заседание, г-ну В. В. Цыганко, который и заявил, что вышеупомянутый протест передан в президиум и что он, В. В. Цыганко, от оглашения его воздерживается, так как полученные от г-на П. Н. Халиппы обещания он, В. В. Цыганко, лично считал бы удовлетворительными, но что этот протест по требованию сейчас отсутствующих депутатов может быть оглашен в следующем заседании.
Оставшаяся небольшая группа депутатов, вернувшаяся вместе с В. В. Цыганко, приступила к совместной работе по обсуждению аграрного законопроекта. Заседание, начавшееся около 8 часов, к часу ночи утомило значительную часть депутатов, вследствие чего число депутатов более и более уменьшалось. В два с половиною часа иочи, по окончании чтения законопроекта, .без всякого предупреждения председательствующим Халиппой была прочтена резолюция о желании присоединения Бессарабии к Румынии без всяких условий уничтожения автономии Бессарабии. В зале заседания находилось всего по подсчету 46 депутатов. Часть депутатов начала аплодировать, заглушая вопрос председательствующего - кто против, кто воздержался. «Принято единогласно», - заявил председательствующий г-н Халиппа. Представители части депутатов крестьянской фракции, протестуя, просят слова для заявления. Председательствующий Халиппа слова не дает, и акт величайшей государственной важности считается решенным при полном отсутствии кворума [591] (46 депутатов, из которых часть во главе с депутатом Вучушканом выражала свой протест). Вызванный затем по телефону генеральный комиссар генерал Войтояну по прибытии своем немедленно прочел королевский декрет о закрытии сессии «Сфатул-Церий». Произошло это уже в пять с половиной утра.
Подтверждая своими подписями правдивость изложенных обстоятельств, нижеподписавшиеся депутаты «Сфатул-Церий», получившие полномочия от различных парламентских групп на составление настоящего акта, считают все постановления «Сфатул-Церий» сессии 25 - 26 ноября 1918 г. ввиду допущенных явных правонарушений, граничивших с обманом, недействительными, незаконными и со всей энергией протестуют против отказа от автономии, как против акта насилия над волей народов, населяющих Бессарабию.
[Следуют подписи 10 депутатов «Сфатул-Церия»]
Печат. по арх. Опубл. в сборн. «Красные
книги», кн. 2. Харьков 192), стр. 28-30.
[1] Не ранее 26 ноября - даты окончания сессии «Сфатул-Церий».
Текст воспроизведен по изданию: Документы внешней политики СССР. - Том 1 (7 ноября 1917 - 31 декабря 1918 г.). - М., 1959. С. 589 - 592.
Комментарии |
|