История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

Комендант суда: Суд идет! Прошу встать.

Председательствующий: Оглашается приговор.

 

ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК

11 мая 1963 года

ГОРОД МОСКВА

Военная коллегия Верховного Суда Союза ССР в составе: председательствующего - председателя Военной коллегии генерал-лейтенанта юстиции Борисоглебского В. В. и народных заседателей - генерал-майора Марасанова С. К, генерал-майора Цыганкова И. С , с секретарем судебного заседания майором Афанасьевым М. В., с участием государственного обвинителя - Главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции Горного А. Г. и защитников - членов Московской городской коллегии адвокатов Апраксина К. Н. и Боровика Н. К.- в открытом судебном заседании с 7 по 11 мая 1963 года рассмотрела уголовное дело по обвинению: гражданина СССР Пеньковского Олега Владимировича, родившегося 23 апреля 1919 года в г. Орджоникидзе, жителя г. Москвы, русского, с высшим образованием, семейного, имеющего на иждивении жену и дв^х дочерей, до ареста работавшего заместителем начальника иностранного отдела Управления внешних сношений [301] Государственного комитета по координации научно-исследовательских работ СССР, имеющего воинское звание «полковник запаса», - в совершении преступления, предусмотренного ст. 64 п. «а» УК РСФСР, и подданного Великобритании Винна Гревилла Мен-нерда, родившегося 19 марта 1919 года в дер. Сент-Джордж графства Шропшир, Англия, жителя города Лондона, англичанина, с высшим образованием, семейного, имеющего на иждивении жену и сына, коммерсанта,- в совершении преступления, предусмотренного ст. 65 УК РСФСР.

Судебным следствием установлено: подсудимый Пеньковский в апреле 1961 года установил связь с английской и американской разведками и до разоблачения в октябре 1962 года собирал и передавал представителям этих разведок совершенно секретные сведения, составляющие государственную и военную тайну Советского Союза.

В апреле 1961 года Пеньковский посетил в гостинице «Националь» прибывшего в Москву в командировку подсудимого Винна, с которым состоял в доверительных отношениях с конца 1960 года, и заявил ему о своем согласии сотрудничать с английской разведкой. На очередной встрече с Пеньковским Винн, действуя по указанию ответственного дипломата посольства Великобритании в Москве, предложил Пень-ковскому написать автобиографию и изложить свои возможности собирать секретную информацию о Советском Союзе. Письмо Пеньковского о согласии сотрудничать с английской разведкой и его автобиографию Винн в Лондоне передал английскому разведчику Аккройду.

20 апреля 1961 года Пеньковский в составе советской делегации вылетел в Лондон и взял с собой собранные им совершенно секретные сведения. Эти сведения Пеньковский передал встретившему его в аэропорту Винну, а Винн - разведчику Аккройду.
В Лондоне Винн организовал встречу Пеньковского с представителями английской и американской разведок «Грилье», «Майлом», «Александром» и «Ос-лафом», и Пеньковский дал письменное обязательство сотрудничать с английской и американской разведками. [302]

После этого Пеньковский был представлен высокопоставленному чиновнику английской разведывательной службы, который дал ему задание фотографировать секретные советские документы. Для выполнения шпионских заданий разведчики передали Пеньков-скому два фотоаппарата «Минокс», фотопленки к ним, транзисторный радиоприемник «Сония», два шифровальных блокнота, записную книжку с тайнописной копировальной бумагой и обучили его пользоваться этими техническими средствами.
Имея доступ по роду своей службы к секретным материалам, Пеньковский, возвратившись в Москву, сфотографировал секретные научно-технические материалы и в экспонированных фотопленках вместе с письмом, исполненным тайнописью, 27 мая 1961 года передал Винну, прибывшему из Лондона в Москву якобы по делам своей фирмы.

По заданию английской разведки Винн в тот же день встретился со вторым секретарем посольства Великобритании в Москве Р. Чизхолмом и вручил ему шпионские материалы, полученные от Пеньковского. Р. Чизхолм передал Винну для Пеньковского инструктивное письмо английской разведки и фотопленки к фотоаппарату «Минокс».

Находясь с 18 июля по 8 августа 1961 года вторично в служебной командировке в Лондоне, Пеньковский через Винна передал английской разведке шпионские сведения научно-технического характера, пять раз встречался с английскими и американскими разведчиками и выдал им секретные сведения.

Встречи с разведчиками происходили на конспиративных квартирах английской разведки, куда Пеньковского привозил Винн. Пеньковского познакомили с разведчицей Анной Чизхолм, женой второго секретаря посольства Великобритании в Москве Р. Чизхолма, и договорились, что Пеньковский будет поддерживать с ней шпионскую связь в Москве: получать от нее инструкции и фотопленки, а ей передавать шпионские донесения. Кроме того, Пеньковский получил указания использовать тайник американской разведки, устроенный в Москве, в подъезде дома № 5/6 на Пушкинской улице.

Возвратившись в Москву, Пеньковский сфотографировал [303] секретные материалы и вместе с письмом передал их английской разведке через Винна, прибывшего в августе 1961 года в Москву. От Винна Пеньковский получил новый фотоаппарат «Минокс», фотопленки, инструкцию разведки и коробку из-под конфет, приспособленную для передачи шпионских донесений Анне Чизхолм.
В начале сентября 1961 года Пеньковский на Цветном бульваре в Москве передал Анне Чизхолм в этой коробке через ее малолетнего ребенка 4 экспонированные фотопленки с секретными данными и письмо.

20 сентября 1961 года Пеньковский в составе советской делегации вылетел в Париж. В аэропорту «Ле Бурже» его встретил прибывший туда по заданию английской разведки Винн, которому Пеньковский передал собранные им шпионские сведения. Эти сведения Винн доставил прилетевшему в Париж английскому разведчику Книгу, непосредственно руководившему шпионской деятельностью Пеньковского и Винна.

Во время пребывания Пеньковского в Париже Винн на своей автомашине несколько раз отвозил его на конспиративные квартиры для встречи с английскими и американскими разведчиками, водил Пеньковского в рестораны и ночные клубы Парижа и оплатил все расходы Пеньковского, связанные с таким времяпрепровождением. Английская разведка возместила Винну его расходы.
В июне 1962 года Винн в Лондоне встретился с Кингом, который познакомил его с Г. Кауэллом, будущим вторым секретарем посольства Великобритании в Москве, для осуществления шпионской связи.

2 июля 1962 года Винн по заданию разведки, маскируясь делами своей фирмы, прибыл в Москву, получил от Пеньковского шпионское донесение и передал его Р. Чизхолму. Р. Чизхолм послал через Винна Пеньковскому дополнительные инструкции, сигнальные открытки с условным текстом и 3 тысячи рублей - вознаграждение за шпионаж.

Между Пеньковским и представителями английской и американской разведок была договоренность о возможном переходе Пеньковского на нелегальное [304] положение. Для этой дели разведка снабдила Пеньковского фиктивным советским паспортом. В дальнейшем планировалось бегство Пеньковского из Советского Союза. В связи с этим Пеньковскому были обещаны: высокое денежное вознаграждение за период шпионской деятельности начиная с апреля 1961 года, должность в американском или английском военном ведомстве с окладом 2 тысячи долларов в месяц и чин полковника.

Во время пребывания Пеньковского в Лондоне английские разведчики сфотографировали его в мундирах полковника английской и американской армий.

За время работы на английскую и американскую разведки Пеньковский получил от разведчиков 3 фотоаппарата «Минокс» и фотопленки к ним. Экспонированные фотопленки с секретными материалами Пеньковский передавал разведчикам: Винну, Анне Чизхолм и сотруднику посольства США в Москве Карлсону.

Изменив Родине, Пеньковский с большим усердием и преданностью служил английской и американской разведкам. Одно из последних донесений своим хозяевам, от 5 сентября 1962 года, изъятое во время обыска у Пеньковского, он начинает словами: «Мои дорогие друзья...» и заканчивает: «Крепко жму ваши руки... Я всегда чувствую вас рядом с собой. Ваш друг».
В судебном заседании Пеньковский признал себя виновным в измене Родине и показал, что преступление он совершил в результате морального разложения, тщеславия, карьеристских побуждений.

В суде установлено, что Пеньковский вел аморальный образ жизни, пьянствовал, не имел никаких духовных интересов и запросов. Безыдейность, моральное растление, нравственная опустошенность привели Пеньковского к измене Родине.

Подсудимый Винн выполнял роль главного связующего звена между английской и американской разведками и Пеньковским и прикрывал свою преступную деятельность разведчика и шпиона деловыми встречами английского бизнесмена. Винн связал английских разведчиков в Лондоне с Пеньковским и на протяжении полугора лет, по планам разведки, осуществлял [305] контакты Пеньковского с английскими и американскими разведчиками в Москве, Лондоне и Париже: передавал Пеньковскому инструкции, задания, технические средства, принимал от Пеньковского шпионские донесения и материалы и переправлял их разведчикам, имел в своем распоряжении полученные от британского разведчика Кинга номера телефонов американских разведчиков в Нью-Йорке и Сиэтле для передачи Пеньковскому в случае его служебной командировки в США, готовил Пеньковского к побегу из Советского Союза.

В судебном заседании Винн признал себя виновным в шпионаже и показал, что первоначально не понимал подлинного значения и характера своих действий по поддержанию связи между английской разведкой и Пеньковским, а когда понял, что занимается шпионажем, то отказаться от выполнения заданий не смог вследствие того, что «попал в тиски английской разведки».

Совершенные Пеньковским и Винном преступления подтверждаются также заключениями экспертов и вещественными доказательствами. В квартире Пеньковского, в специально оборудованном тайнике, изъяты: фиктивный советский паспорт на имя другого лица, но с фотографией Пеньковского, 3 фотоаппарата «Минокс», 4 экспонированные фотопленки с секретными сведениями, 15 запасных фотопленок, радиоприемники «Сония» и «Зенит», записка с частотами радиоволн, 6 шифровальных блокнотов, 2 листа копировальной бумаги для тайнописи, 6 сигнальных открыток с условным текстом и инструкция к ним, донесение Пеньковского разведкам, которое, согласно заключению экспертов-криминалистов, было отпечатано на пишущей машинке «Континенталь» № 213956, изъятой в квартире Пеньковского.

Часть перечисленных вещественных доказательств - технических средств шпионажа - передал Пеньковскому Винн по заданию английской-и американской разведок.

Согласно данному в судебном заседании заключению экспертов, многие сведения, переданные Пеньковским английской и американской разведкам и подготовленные им для передачи, являются секретными и [306] совершенно секретными, а часть из них составляет государственную и военную тайну Советского Союза.

В соответствии с изложенным, руководствуясь ст. 301-303 УПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда СССР


ПРИГОВОРИЛА:

Пеньковского Олега Владимировича признать виновным в измене Родине и на основании ст. 64 п. «а» УК РСФСР подвергнуть смертной казни - расстрелу с конфискацией лично принадлежащего ему имущества.

На основании ст. 36 УК РСФСР лишить осужденного Пеньковского воинского звания «полковник запаса» и внести в Президиум Верховного Совета СССР представление о лишении его орденов и медалей.

Винна Гревилла Мейнерда признать виновным в шпионаже и на основании ст. 65 УК РСФСР лишить свободы на 8 лет, с отбыванием первых 3 лет в тюрьме, а последующих - в НТК строгого режима.

Имущество и ценности, изъятые у Винна при задержании, конфисковать.

Срок наказания осужденному Винну с зачетом предварительного заключения исчислять со 2 ноября 1962 года.

Вещественные доказательства, служившие орудиями преступления: 3 фотоаппарата «Минокс», радиоприемники «Сония» и «Зенит», пишущую машинку «Континенталь» № 213956 - конфисковать.

Приговор кассационному обжалований и опротестованию не подлежит.

Председательствующий В. БОРИСОГЛЕБСКИЙ

Народные заседатели С. МАРАСАНОВ,
И. ЦЫГАНКОВ

(Приговор был встречен присутствующими продолжительными аплодисментами.)

Председательствующий: Осужденный Пеньковский, в соответствии с Конституцией Союза ССР вам предоставляется право обратиться в Президиум Верховного Совета СССР с ходатайством о помиловании. [307]

Осужденный Винн, вы можете обратиться в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой о смягчении вам наказания.

Военная коллегия Верховного Суда Советского Союза вынесла частное определение в отношении дипломатических сотрудников посольства Великобритании и США. [308]

 

ПРИГОВОР ПРИВЕДЕН В ИСПОЛНЕНИЕ

Президиум Верховного Совета СССР отклонил ходатайство о помиловании Пеньковского О. В., приговоренного Военной коллегией Верховного Суда СССР за измену Родине к смертной казни - расстрелу.

Приговор приведен в исполнение.

«Правда», 17 мая 1963 года [311]


Текст воспроизведен по изданию: Судебный процесс по уголовному делу агента английской и американской разведок гражданина СССР Пеньковского О. В. и шпиона-связника подданного Великобритании Винна Г. М. 7-11 мая 1963 года. - М., 1963. - С. 301 - 308, 311.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."