История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

Ohne_Titel_3

Дамдины Сухэ-Батор (1893-1923), основатель Монгольской народно-революционной партии, руководитель Монгольской народной революции 1921 года. Главком монгольских революционных войск, разгромивших совместно с частями советской Красной Армии в 1921 году недобитые белогвардейские банды барона Унгерна. В. И. Ленин принял монгольскую делегацию в составе Д. Сухэ-Батора и других представителей народной Монголии 5 ноября 1921 года.



Как известно, Ленин не только разработал общетеоретические проблемы национально-колониального вопроса в период империализма, но и уделял внимание историческим судьбам народов Востока.

«Мы,- писал Ленин,- постараемся оказать этим отсталым и угнетенным, более чем мы, народам «бескорыстную культурную помощь»... т. е. помочь им перейти к употреблению машин, к облегчению труда, к демократии, к социализму».[1]

Сближение монгольского народа с родиной ленинизма имело огромное историческое значение для освободительной борьбы в Монголии и перспектив ее дальнейшего развития.

Более шести десятилетий народы наших стран сообща борются за лучшее будущее, за социализм. Фундамент нашей дружбы надежен и прочен. Он заложен Владимиром Ильичем Лениным и Сухэ-Батором.

В. И. Ленин указал монгольскому народу подлинный путь достижения цели в его освободительной борьбе - это путь интернационального союза с русским рабочим классом.

Великая Октябрьская социалистическая революция оказала решающее влияние на движение монгольского аратетва (крестьянства) за национальное и социальное освобождение. В 1921 году в стране произошла антифеодальная и антиимпериалистическая народно-демократическая революция, которую возглавила Монгольская народно-революционная партия. 11 июля 1921 года в Урге (ныне Улан-Батор) была провозглашена победа народной власти. [261]

Для заключения в Москве первого договора о дружбе между Советской Россией и народной Монголией приехала делегация, которую В. И. Ленин принял в Кремле 5 ноября 1921 года.

Беседа проходила в дружественной обстановке. Ленин с большим вниманием слушал, что говорили члены делегации, живо интересовался всеми сторонами жизни Монголии, давал полезные советы. В ходе встречи Ленин указал, что единственным правильным путем для всякого трудящегося Монголии является борьба за государственную и хозяйственную независимость в союзе с рабочими и крестьянами Советской России. При этом Ленин обратил внимание на необходимость всемерно развивать собственную экономику, чтобы удовлетворить потребности монгольского народа и на этой базе поднимать культуру и просвещение в стране.

Вторая важнейшая мысль, высказанная Лениным, относилась к вопросу о партии. Членов делегации интересовал вопрос о том, как Ленин относится к созданию народно-революционной партии в Монголии и что, по его мнению, является самым главным в ее деятельности? Не следует ли народно-революционной партии превратиться в коммунистическую?

Отвечая на вопрос о превращении народно-революционной партии в коммунистическую, Ленин разъяснил, что «превратиться» одной партии в другую нельзя. Чтобы стать коммунистом, необходимо много сделать, то есть революционеры должны поработать над своим государственным, хозяйственным и культурным строительством, что впоследствии поможет «превращению» народно-революционной партии в коммунистическую. Что же касается простой перемены вывески, то она вредна и опасна. В беседе шла речь также и о характере, задачах и тактике борьбы в условиях Монголии. Владимир Ильич советовал: «Опираясь на общекоммунистическую теорию и практику... применяясь к своеобразным условиям, которых нет в европейских странах, суметь применить эту теорию и практику к условиям, когда главной массой является крестьянство, когда нужно решать задачу борьбы не против капитала, а против средневековых остатков».

При этом Ленин подчеркивал, что это «трудная и своеобразная задача», которая «не стояла раньше перед коммунистами всего мира».

Во время беседы В. И. Ленин развил идею о возможности и необходимости некапиталистического пути развития [262] в отношении МНР. Известно, что, выступая на II конгрессе Коминтерна (1920 г.), Ленин говорил: «Неправильно полагать, что капиталистическая стадия развития неизбежна для отсталых народностей»[2].

На встрече с монгольской делегацией В. И. Ленин сформулировал следующее положение: «...с помощью пролетариата передовых стран отсталые страны могут перейти к советскому строю, минуя капиталистическую стадию развития». Разъясняя этот вывод монгольской делегации, Ленин подчеркнул, что главным условием такого перехода являются новые формы хозяйствования и национальной культуры, чтобы вокруг партии и правительства сплачивалось аратство.

Отвечая на вопрос, будет ли победоносной национально-освободительная борьба, Владимир Ильич отметил, что «...трудно любому народу освободиться от своих внешних и внутренних поработителей. Но несмотря на то, что Монголия — страна скотоводческая, а основная масса ее населения — пастухи-кочевники, она достигла в своей революции больших успехов, а главное — закрепила эти успехи созданием своей народно-революционной партии, задача которой стать массовой и не быть засоренной чуждыми элементами»[3].

Упрочение завоеваний народной революции, опора партии и народной власти в своей деятельности на трудовые слои аратства, составлявшие значительное большинство населения страны, укрепление интернационального союза монгольских трудящихся с победившим пролетариатом России и сотрудничества Монгольской народно-революционной партии с мировым коммунистическим движением — все это открыло перед Монголией перспективы социалистического развития.

Следуя ленинским советам, монгольские революционеры пришли к правильному пониманию содержания социальной революции в Монголии. Они выработали свой четкий политический курс дальнейшего развития страны. Эта задача могла быть правильно решена только на основе марксистско-ленинского учения о пути развития экономически отсталых стран от феодализма к социализму, минуя капитализм.

Успехи, достигнутые монгольским народом,— итог решения задач некапиталистического развития, результат [263] последующего утверждения народно-демократического строя. Скачок, совершенный им от феодального средневековья к социалистическому обществу, - наглядный пример претворения в жизнь ленинского положения о некапиталистическом пути развития отставших в своем развитии народов.

Исторический опыт развития ранее отсталых окраин России, а также МНР по пути к социализму показывает, что слаборазвитые в экономическом отношении страны, двигаясь по некапиталистическому пути развития, могут решать свои экономические, социальные и политические задачи, ликвидировать тяжелое наследие колониализма и стать экономически развитыми и независимыми государствами.

В современных условиях растет роль революционно-демократических сил в освободившихся странах. Некоторые молодые государства вступили на некапиталистический путь - путь, который обеспечивает возможность ликвидации отсталости, унаследованной от колониального прошлого, и создания условий для перехода к социалистическому развитию.


[1] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 120.

[2] Ленин В. И. Полн. собр. соч , т. 41, с. 246.

[3] Там же, т. 44, с. 232-233.


Текст воспроизведен по изданию: Труш М.И. Мы оптимисты: О встречах Ленина с зарубежными политическими деятелями, дипломатами, журналистами и представителями деловых кругов. - М., 1985. С. 261 - 264.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."