История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

Дата составления прокламации неизвестна. Из ее содержания следует, что прокламация составлена и размножена в январе 1918г. после разгона большевиками Учредительного собрания.


Трудовая народно-социалистическая партия

Все для народа, все через народ!

Если бы кто-нибудь проспал последние два месяца и теперь проснулся, он бы ни за что не догадался, какой у нас теперь строй и какая партия одержала верх. Ведь все социалистические партии прежде всего обещали свободу и самоуправление народу.

Заглянем хотя бы в печатную программу социал-демократической партии (обеих ее частей, и большевиков, и меньшевиков). Пункт 3-й: Широкое местное самоуправление. 4-й: Неприкосновенность личности и жилища. 5-й: Неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек, союзов. 9-й: Право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав каждого государства.

Ну, а что у нас происходит каждый день?

Стоит только выйти на улицу и посмотреть объявления на стенах или взять газету и чего только не прочитаешь. Сегодня распущена Московская районная дума, завтра Рождественская, там Спасская, там еще какая-нибудь. Центральная городская дума, выбранная только четыре месяца назад, тоже разогнана. А кто же выбирал в эти думы? Да все Петроградское население, без всяких ограничений, и мужчины, и женщины, и богатые, и бедные, и солдаты, и рабочие, словом, все живущие в Петрограде. Значит, эти думы - именно то самое широкое местное самоуправление, которое обещали социал-демократы и большевики, и меньшевики.

Дальше они обещали неприкосновенность личности и жилищ. А что мы видим теперь? Тюрьмы переполнены, каждый день обыски, аресты. Уже какая там неприкосновенность личности и жилищ! Другой по неделям в своем жилище показаться боится, чтоб его не схватили и не поволокли в тюрьму. [382]

Про свободу слова и печати и говорить нечего. Газеты закрываются пачками, в Москве ввели предварительную цензуру, и в Петрограде грозят тем же. Отняли у газет объявления, чтобы им не на что было издаваться. Теперь, кроме того, новый указ против печати издан. В речах и разговорах надо быть очень осторожным - чуть что против властей предержащих скажешь - сейчас же тащат.

Насчет стачек тоже строго. Кто вздумает бастовать, тому грозят расчетом, тюрьмой, даже лишением хлебных карточек, выселяют из квартир. А на место бастующих приглашают штрейкбрехеров.

С отдельными народностями новые правители также не церемонятся. Вздумала Украина заявить свои права, так на нее сейчас же войска послали, чтоб она слушалась правительства из Смольного.

Что же это за правительство такое? Социалистическим оно быть никак не может.

Мы сейчас только вспомним программу и большевиков, и меньшевиков. Они обещали и  свободу, и самоуправление, и самоопределение всем народам.

Но и другие наши партии, все обещали свободу и самоуправление.

Был только один строй, хорошо нам всем памятный, который сильно напоминал теперешние порядки.

Это - самодержавие.

Оно также наполняло тюрьмы и не признавало никакой неприкосновенности личности и жилищ. Оно также душило печать. Оно также боролось с самоуправлением. Оно также не давало пикнуть населяющим Россию народам. И почему оно так поступало? Оно не доверяло народу, презирало его и делало по-своему, ни с кем не считаясь.

Истинные друзья народа издавна боролись с ним из-за этого. Они говорили, что не может русский народ жить, точно преступник, связанный по рукам и ногам, не смея рта открыть, вечно под опекой урядников, жандармов да земских начальников. Надо ему дать свободу, надо ему дать самому управлять своими делами.

Ради этого и боролись с царским правительством лучшие русские люди, ради этого и  сверг его народы 27-го февраля.

Не легко, конечно, сразу наладить новую жизнь в такой огромной разноплеменной стране, как наша. Но все-таки многое из того, за что боролись лучшие русские люди, Временное правительство старалось исполнить.

И прежде всего, оно старалось дать народу полную возможность самому налаживать свою жизнь, самому управлять своими делами.

Оно издало закон о волостном земстве, об уездном и губернском земстве, о городском самоуправлении. И по всем этим законам все население без исключения, живущее в данном городе или [383] селе, получило возможность выбирать своих представителей или в городскую думу (в городах), или в волостное земство (в деревнях). И выборы были везде установлены самые правильные: всеобщие, прямые, тайные для всех.

По этим новым законам были произведены выборы и в городские думы и в волостные земства. Оставалось только приступать к работе, налаживать жизнь. Теперь ведь уж работниками были бы выборные от самого народа люди, не посаженые начальством.

Но едва только начали новые думы и земства работать, как их опять стали разгонять. Особенно городские думы. И в Петрограде, и в Москве разогнаны и центральные думы, и большая часть районных.

Кому же могут мешать самоуправление, выбранные самим народом? Деспотам, которые презирают народ и не доверяют ему.

Деспоты, засевшие в Смольном, относятся к народу совершенно так же, как прежние самодержцы. Они издают законы, указы, приказы, постановления, а их агенты - обычно, красногвардейцы - выполняют их. Так что, разница главным образом та, что новые правители превратили в жандармов, городовых и полицейских прежних бойцов за свободу, рабочих. Они производят обыски, аресты, они закрывают газеты, они разгоняют собрания, они закрывают общества, они караулят политических заключенных в тюрьмах.

И все эти законы и приказы пишутся в Смольном, так называемыми народными комиссарами или «Рабоче-Крестьянским правительством», без всякого участия выборных от народа. Даже царское правительство проводило последнее время, после 1905-го года, законы через Государственную думу. Правда, это была дума, выбранная не от всего народа, неправильно, в ней было мало представителей от главной массы русского народа - крестьян и рабочих, но как никак это было выборное учреждение, а теперь, хоть и есть И.К. С.р. и с.д., но и к нему народные комиссары не очень часто обращаются и сообщают ему далеко не обо всех законах, да и то уже после того, как эти законы начнут действовать.

Кроме того, этот И.К. С.р. и с.д. никак не может считаться представительным учреждением для всей России. Не все рабочие его выбирали - на 2-м съезде не больше трети всех Советов участие принимали, а из крестьян, конечно, очень немногие в И.К. С.р. и с.д. выбирают, и проходят туда только угодные большевикам депутаты. Коме того, хоть и много в России крестьян и рабочих, но все-таки они не все население России, а остальные русские люди в этот комитет уже никакого доступа не имеют.

А вот тех учреждений, которые были выбраны действительно всеобщим голосованием, голосами и всех рабочих, и всех крестьян, и всех остальных жителей России, как, например, городские думы, большевики боятся и всячески их преследуют.

Если бы они были действительно друзья народа, как они себя называют, тогда они охотно предоставили бы народу самому решать [384] свои дела. Но этого они не хотят, боятся. Они распускают Думы, как делало иной раз с выборными учреждениями и царское правительство, и также как и царское правительство, назначают после того такие выборы, при которых уже наверно могут пройти только их сторонники.

В Петрограде, распустив центральную думу, они назначили выборы через такой короткий срок, что никто не мог успеть и подготовиться. Во время выборов большая часть газет была закрыта, так что никакой свободы выборной агитации быть не могло. Естественно, что при таких условиях все политические партии, и социалистические, и буржуазные, кроме большевиков и левых с.-р-ов, от участия в выборах отказались, голосовало за списки этих двух партий куда меньше половины населения, и в думу прошли одни только большевики, да несколько левых эсеров.

Еще более грубо насмеялись большевики над волей всего народа своим отношением к Учредительному собранию.

В Учредительное собрание выбирало уже не население одного какого-нибудь города или местности. В него выбирал весь народ русский, все жители всех городов, сел и деревень нашей громадной страны. С самой революции 28-го февраля русский народ жил надеждой на Учредительное собрание. Оно должно было решить все самые важные вопросы нашей жизни: и о мире, и о земле, и об управлении всей страной. Оно должно было наладить жизнь России внутри и ее отношения к другим государствам на долгие, долгие годы. За три недели до выборов в него большевики захватили власть. Приглашали помогать им для того, чтобы обеспечить созыв Учредительного  собрания к сроку: буржуазия де да соглашатели оттягивают его. В первые же дни они и указ издали, что Учредительное собрание соберется в назначенный срок, 28-го ноября.

Но вот срок стал приближаться, «народные комиссары» узнали, что не одни большевики избраны народом русским, что, напротив, большевики в Учредительном собрании в меньшинстве оказались. Ну и решили поднять свою преступную руку на всенародное Учредительное собрание.

Они закрыли двери Таврического дворца для народных избранников и осмелились даже арестовать нескольких депутатов.

Теперь всему народу ясно, что большевики издеваются над его волей, над его правами. Они на словах стоят за народ, а на деле презирают его и не хотят позволить ему ни управлять своими делами, ни устанавливать свои законы.

Народ, только что свергнувший с себя ярмо царской власти, должен теперь надеть на себя новое ярмо, отдаться в кабалу большевикам.

Издание Центрального Комитета трудовой народно-социалистической партии.


Текст воспроизведен по изданию: Трудовая народно-социалистическая партия: Документы и материалы. М., 2003. С. 382 - 385.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."