История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
К секретно-оперативному приказу ЗВО № 022/оп[1]
Сообщая положение о военном совещании по борьбе с бандитизмом, призываю принять это положение в основу и немедленно провести в жизнь.
1. Бандитизм на территории округа в связи с неурожаем усилился, характер его видоизменился: вместо крупных соединений появились мелкие банды 10 - 15 человек до 200 - 300. Захватывая все новые районы, вовлекая в свои ряды сочувственно относящееся к ним население, банды увеличиваются распространяясь по территории, дробятся на мелкие единицы, увеличиваются количество банд. Тактика нашей борьбы до настоящего времени сводись к преследованию каждой отдельной банды, вследствие чего части наши распылялись, не достигая успеха. Вместе с тем, наши части, будучи малочисленными и действуя на сравнительно большой территории мелкими отрядами, не имели связи с соединениями, а равно даже старшие начальники не знали обстановку соседних районов, вследствие чего были печальные факты обстрела своих же частей, как, например, [в] районе Вольска наш вооруженный пароход обстрелял нашу группу, приняв их за бандитов; второй случай был в районе Орлов Гай, когда с севера наступала кавдивизия, а с юга - части 442-го полка. Вместе с тем же, бандитизм появился в районах, ближайших к расположению крупных частей, о чем начальники этих частей узнавали слишком «дно. Последний случай указывает на слабую связь с мест[ными] властями, ж гражданскими, так и военными. Нет никакой связи с местными коммунистическими отрядами и войсками ЧК - там, где они являются единственной юруженной силой. В районах совместного расположения наших частей и частей особого назначения (коммунистические отряды), милицией, войск ЧК, боевые действия носят разрозненный характер, объединяющего начала нет, вследствие этого наши операции часто терпят неудачу. Из опыта борьбы с бандитизмом наблюдалось, что местные военные власти - как военкоматы, партийные организации, в минуту опасности успевали организовывать значительные силы, часто с преобладанием конницы, что являлось показателем, что силы и средства местных властей бывают достаточны для противодействия бандитизму, из чего следует, что войсковой начальник, если бы он был своевременно [731] временно в связи с подлежащим властями, мог бы усилить свои силы и подчинить их себе.
Считаю необходимым указать на ослабление руководства в борьбе с бандитизмом: не замечается прежней энергии, руководство носит случайный, бессистемный характер, определенного плана борьбы с ним не усматривается, вследствие чего отряды высылаются по сведениям, часто не заслуживающим доверия, почему отряды возвращаются обратно, напрасно израсходовав свои силы, в то же время, как бандитизм появляется там, где его не ожидали, и опять начинается высылка уже измотанных частей; последнее обстоятельство указывает, что разведки, как таковой, нет или она слабо поставлена. В этих случаях военные совещания должны принять меры к организации разведки, особенно агентурной ЧК, использовав все силы [и] средства для постановки ее на надлежащую высоту. Имея в виду, что бандитизм находит себе поддержку в определенных группах населения, откуда бандиты черпают все средства, необходимо эти очаги уничтожить, почему во всех случаях, если это будет установлено, необходимо принять меры к изоляции заподозренных семей, что может быть приведено в исполнение только по постановлению совещания.
2. В целях достижения полной согласованности действия военных органов и органов гражданской власти учреждаются окружное военное совещание по борьбе с бандитизмом, областные и губернские военсовещания, в уездах - уездные, районные военные совещания по борьбе с бандитизмом.
3. Окружное военное совещание по борьбе с бандитизмом будет создано при штабе ЗВО одновременно с учреждением реввоенсовета, в данный момент областное совещание при комвойск низовья [Волги] и губернские при комбриге-94 и 126-м подчиняются непосредственно мне.
Примечание: Военные совещания могут в случае встретившейся необходимости приглашать с правом совещательного голоса представителей гражданских и военных организаций, кои обязаны являться на совещание обязательно.
4. Областные и губернские совещания по борьбе с бандитизмом создаются при соответствующем штабе старшего войскового начальника в составе председателя - старшего войскового начальника, и членов - предчека и секретаря парткома.
Примечание: Если в данном районе области или губернии расположены части двух разных соединений, то член совещания по борьбе с бандитизмом назначается распоряжением соответствующего военного начрайона. Там, где нет старшего войскового начальника, военное совещание создается при соответствующем военкомате, причем членом входит, как войсковой начальник, военком.
5. Аналогичные военные совещания могут создаваться в уездах и районах, особенно насыщенных бандитизмом, но только в исключительных случаях, когда обстановка требует напряжения всех местных сил и средств. При создании таких совещаний подлежащие начальники должны немедленно донести о сем с обстоятельной мотивировкой. Районные совещания подчиняются уездным или губернским. При создании уездных или районных совещаний должен быть назначаем определенный войсковой начальник района или уезда, ответственный за вверенный ему уезд или район.
Примечание: Во всех случаях создания совещания, согласно пунктам 4 и 5, старшие войсковые начальники (председатели совещания) несут полную ответственность за свой район и управление вверенными ему войсками остается за ним. Все коммунистические отряды, войска ЧК, милиция и всякого рода отряды местных властей переходят в подчинение начальнику по постановлению совещания. [732]
6. В порядке соподчиненности каждое военное совещание исполняет распоряжения высшего военного совещания и отчитывается по всем вопросам, связанным с его функциями, перед высшим военным совещанием.
7. Военные совещания по борьбе с бандитизмом собираются не реже одного раза в неделю для выработки плана борьбы с бандитизмом и разрешения всех вопросов, связанных с исполнением намеченного плана.
8. Постановления военных совещаний считаются безусловно обязательными для всех гражданских, партийных и военных органов на территории, где действительно совещание.
9. Военные совещания по борьбе с бандитизмом имеют задачей согласованность организационной и политической работы с проводимыми военными операциями, наблюдая за тем, чтобы при всех выделяемых отрядах находились соответствующие полномочные представители органов гражданской власти и партийных организаций, дабы с одновременным уничтожением живой силы бандитизма устанавливался на местах твердый революционный порядок.
10. Областные и губернские совещания по борьбе с бандитизмом по месту своей организации составляют карту бандитских районов и гнезд, которая должна быть немедленно разослана всем уездным и районным совещаниям, и должны стать исходным пунктом их работы, разрабатывают план своей работы и требуют составления плана подчиненными уездвоенсовещаниями.
11. [В] недельный срок со дня опубликования настоящего положения на- чдиву-27, комбригу-94 и 126-му донести мне о составе совещания. Всем совещаниям, как техническим аппаратом, пользоваться соответствующим штабом или военкоматом.
12. О получении телеграммы донести[2].
Комвойск ЗВО Краевский
Наштаокр Лисовский
[1] См. док. Приказ № 22 / оп командования Заволжского военного округа командирам воинских частей об организации военных совещаний по борьбе с бандитизмом (21 июля 1921).
[2] Приказ был передан в войска телеграммой № 0249/оп от 23 июля 1921 г. за подписью нач. оперативного управления округа.
Текст воспроизведен по изданию: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 731 - 733.
Комментарии |
|