История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
№ 12/c
Совершенно секретно
Дорогие товарищи.
С половины декабря в пределах Саратовской губернии начинают проникать банды. Ход событий представляется следующим образом. Разбитые в Донобласти банды Вакулина, поднявшего восстание в Михайловке, направились к северу с намерением проложить себе путь в степи через южные уезды Саратовской губернии.
Встретив отпор в Еланском уезде и захватив врасплох отряд коммунистов в Краишевке, где погибли 14 товарищей с членом Аткарского уисполкома во главе[1], банды пролагают себе путь через Камышинский уезд; по вине комбата Сельского занимают Красный Яр и входят затем в Верхнюю Добринку. Командующий участком т. Латышев очищает Красный Яр, идет по следам бандитов. Под его напором банды отступают к Каменке, у Елшанки рассеивают брошенную им навстречу роту и ввиду угрозы окружения частями Латышева отрядами, направленными из Саратова и Покровска, переходит на другой берег Волги [у] Нижней Банновки и держат путь через Палласовку на Малый Узень, избегая встречи с сильными отрядами и рассеивая маленькие. Численность банд не установлена (разведка действует плохо). Самое большое число, упоминавшееся в сводках, не превосходит 800 пехоты и 350 всадников. Крестьянских восстаний эти банды не подняли, широких замыслов низвержения Советской власти не обнаружили, на соединение с Антоновым не стремились. Их лозунги: «Да здравствует Советская власть без коммунистов и комиссаров!», «Да здравствует свободный народ и свободная торговля!». Можно полагать, что бандиты растают сами в степях или будут рассеяны войсками. В лозунгах группы Вакулина просвечивает эсеровская идеология: гораздо полнее, гораздо ярче она выражена в лозунгах и агитации Антонова. Прежде всего, он сам эсер и умеет использовать благоприятно сложившуюся для него обстановку. Его лозунги: «Организации крестьянских союзов и диктатура деревни!», «Власть должна быть распределена между рабочими и крестьянами сообразно с количественным и хозяйственным весом масс!».
Сельскохозяйственная разруха, единственно целесообразная, выводящая из тупика, но жесткая, неумолимая, сопровождающаяся кое-где злоупотреблениями, или неумело поставленная продработа бросают в объятия Антонова в первую очередь зажиточные слои крестьянства, а затем и увлеченную их примером неустойчивую часть середняков, которым город пока так мало может помочь. Опасность, конечно, не в рейсах, подобных рейсам вакулинских банд, а в сочувственном отношении к бандам со стороны крестьянских банд, питающих своим приливом отряды Антонова. Мы здесь у себя крестьянских восстаний не предвидим, но скопление банд Антонова в районе ст. Турки, энергичные действия наших войск, теснящих Антонова, заставляют нас особенно чутко относиться к настроению деревни. И тут Вы, товарищи, обязаны исполнить свой долг: использовать свою близость с крестьянством и информировать регулярно и постоянно губком и ревсовет, усилить надежными товарищами состав политбюро, выделять силы для разведки воинских частей. Эту обязанность за ответственностью президиумов возлагает на Вас губкомпарт. Опасность кроется в срыве налаживания хозяйства страны, в срыве весенней[2] посевной кампании. И отсюда-то должна исходить Ваша контрагитация: [639] еще большая разруха в сельском хозяйстве и промышленности, еще больший недостаток во всем жизненно необходимом, срыв посевной кампании и широкой постановки помощи деревне - вот единственные результаты бандитизма: Советская власть крепка как никогда и нелепо мечтать бандитам о свержении власти, устоявшей три года при восьмитысячном фронте.
Вслед за событием [в] Краишевке губкомом и губисполкомом был организован ревсовет - он единственный руководитель всеми военными операциями. Не допускайте никакого кустарничества, товарищи. Содействовать ревсовету необходимо, в первую голову, точными информациями, усилением аппаратов разведки. Отряды особого назначения надо держать начеку, готовыми на всякий случай; ревсовет, с согласия губкома, распоряжается отрядами особого назначения, но не употребляет их в качестве отдельных боевых единиц. Их цель - самозащита, гарнизонная служба при отсутствии воинских частей, выделение лучших боевых товарищей для цементирования красноармейских отрядов. Не надо забывать, что дивизия ВНУС, представляющая нашу главную силу, - не боевая дивизия и составлена в свое время в известной мере из дезертиров. Но все же обстановка может сложиться так, что отряды особого назначения получат значение самостоятельных боевых единиц. Эту возможность необходимо учитывать и к ней готовиться. Не поддаваясь панике, не допускайте срыва продработы и посевной кампании, не давайте замереть партийной жизни. Сумейте распределить свои силы, свое внимание.
Сведения оперативного характера пересылайте прямо в ревсовет, сведения о настроении крестьян - в ревсовет и губком не реже раза в неделю[3].
С коммунистическим приветом,
секретарь губкома
[1] См. док. Доклад председателя Аткарского уисполкома С. Горбунова в уисполком, уком РКП(б) и Саратовский губисполком о расправе в с. Краишевке над местными советскими работниками (не ранее 8 января 1921)
[2] В тексте - «великой».
[3] См. док. Сообщение Хвалынского укома РКП(б) в Саратовский губком партии об отношении крестьян к бандитизму (февраль 1921), который явился ответом Хвалынского укома РКП(б) на соответствующее циркулярное распоряжение.
Текст воспроизведен по изданию: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 639 - 640.
Комментарии |
|