История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Позднее 1 октября 1920 г.
Общее политическое состояние
...Что же касается положения уездов, то оно в общем рисуется довольно- таки в не розовых красках, что видно из приводимых сведений.
В Буинском кантоне: настроение населения, рабочих, крестьян, служащих и др., по отношению [к] Советской власти и коммунистической партии среднее, в связи с недородом хлебов и разверсткой на таковые, среди крестьян замечались частичные волнения, недовольства, но таковые в открытую форму не выявлялись. Политическая работа ведется слабо [вследствие отсутствия работников в области последней.
В Спасском кантоне: настроение населения, рабочих и крестьян, в связи с переживаемым моментом плохое, что объясняется наложенной разверсткой как на хлеб, также на скот и проч. продукты. Замечается, что в связи с этим зажиточный слой населения путем разного рода агитации и наговоров в беднейшие слои населения вводят полную дезорганизацию, настраивая таковых к невыполнению разверсток, через посредство которых и защищают свои интересы, зная, что почти вся разверстка тех или иных продуктов, а также и скота должна наложиться только на них.
В Чистопольском кантоне: ...Что же касается крестьян, то настроение среди них чуть ли не контрреволюционное, так как крестьяне по случаю неурожая боятся, что их оставят без хлеба и страшно недовольны хлебной разверсткой, кроме того крестьяне жалуются и на то, что их замучили всевозможными нарядами, как-то: подводами, работами и проч...
...Контрреволюционные явления
Давая характеристику по данному вопросу, особенное внимание заставляет на себя обратить Мензелинский у., где, как отмечалось в предыдущих сводках, найден был штаб авантюристов Медведева и Никонова, и, согласно найденных [564] денных в нем всевозможных инструкций, воззваний, чертежей и т.п., было видно, что эти личности думают учинить поход против соввласти, почему в этот уезд 5 сентября был командирован зав. оперативным отделом Татчека, а затем был выслан отряд в числе 120 чел. пехотинцев при 2 пулеметах. После произведенных операций, длившихся до 28 сентября, можно уяснить, что ликвидация банд Медведева весьма затруднительна, несмотря на то, что до прибытия отряда из Татчека в окрестностях Мензелинского уезда оперировало три отряда в составе 198 ч[еловек] пехотинцев, 16 кавалеристов при 2 пулеметах, ибо леса, расположенные вокруг с. Заинска, где и скрываются банды, тянутся от 30 до 80 верст в длину и от 8 до 30 верст в ширину, переходящие в Мамадышский у. (также лесной), а затем в сибирские леса к Уралу.
Бандиты оперируют несколькими разрозненными шайками, общее число доходит до 200 ч[еловек] хорошо вооруженных винтовками, наганами и ручными гранатами. Главарями шаек являются Медведев - происхождением из крестьян дер. Ново-Камышинка Заинской вол. Мензелинского кантона, быв. матрос Балтийского флота, Никонов - быв. подпоручик царской армии, а затем лесничий одного лесничества Мензелинского кантона, великолепно знающий окрестные леса, Малов - сын кулака-мельника, Шимановский - быв. штабс-капитан царской армии, он же главарь февральского восстания крестьян, «герой вилочной войны», и несколько других более мелких. Во время операций в начале сентября в лесах были обнаружены две землянки, где проживали бандиты, скрывшиеся заблаговременно из землянок. 18 сентября была произведена еще операция, во время которой также была обнаружена землянка, место пребывания бандитов Медведева и Никонова, также оставленная уже ими. В землянке обнаружено незначительное количество носильных вещей и домашней утвари.
В момент произведений операций двое конных милиционеров случайно, наткнулись на Медведева и Никонова и, не будучи подготовлены к встрече, а может быть, из-за трусости, упустили обоих бандитов, ограничившись лишь беспорядочной стрельбой по ним, не ранив ни одного из них.
24 сентября отрядом, высланным из Татчека, и отрядами, оперирующими до этого времени, была произведена массовая облава в лесах, то же самое не давшая положительных результатов ввиду местных условий, тем более бандиты, имея постоянное сообщение с деревней, имея там своих осведомителей, предупреждаются заранее о каждом проходящем отряде, и тем самым им легко удается быть не пойманными. Все это доказывается имеющимися в деле материалами.
По сему делу содержатся арестованных в Мензелинском политбюро до 40 человек, из коих около десяти человек бандитов и дезертиров, пойманных в лесах, остальные - семьи скрывающихся бандитов и укрыватели и сообщники бандитов.
По последним сведениям разведки, банды Медведева и Никонова рассеялись по лесам Мензелинского, Чистопольского, Спасского и Елабужского уездов, причем Медведев и Никонов с наиболее верными им бандитами ставят себе задачу до наступления зимних холодов перебраться через лесной Мамадышский уезд в уральские леса и Сибирь.
По сведениям зав. оперчастью Татчека видно, что для облавы с расчетом оцепить лес, в коих скрываются бандиты, и провести генеральную операцию по его мнению, потребуется вооруженной силы не менее 2 полков пехоты и одного эскадрона кавалерии. С теми же ничтожными отрядами, которыми располагает Мензелинское политбюро (200 пехотинцев и 16 кавалеристов), всякие операции не приведут к положительному результату. Более успешной борьбой с этими бандами, на основании всех данных, является усиленная [565] контрразведка с небольшим, хорошо вооруженным отрядом. Вот все те сведения, какие были получены за информационный период о бандах Медведева и Никонова. Все зависящие меры со стороны Татчека по ликвидации этого зла принимаются, о последующем будет доноситься.
В Спасском у. в с. Лебедино 24 сентября крестьяне категорически воспрепятствовали выполнению и принятию хлебной разверстки, несмотря на то, что там в это время находились представители райпродкома и уполномоченные его политически вполне развиты, которые продолжительное время вели беседы с крестьянами о положении страны, о значении продовольственной политики и т.д., но это ничего не помогало, и крестьяне собирались толпами и кричали: «Хлеба не дадим!» Характерно отметить, что в толпе находилась масса женщин и жен красноармейцев, которые, тоже самое, принимали горячее участие во всевозможных выкриках, и даже доходило до того, что одного из уполномоченных райпродкома женщины, что называется, стали трепать.
После этого в это село была выслана вооруженная сила во главе с представителями уездных властей, причем первым прибыл кавалерийский отряд 87-го батальона ВОХР, который как раз застал сборище крестьян у сельсовета, каковое было тут же разогнано, а затем было приступлено к аресту зачинщиков. После было выяснено, что подстрекательство всему этому исходило со стороны имущих, т.е. зажиточных крестьян, в силу чего представителями уездных властей было решено тут же приступить к выполнению разверстки, начав извлекать таковую в первую очередь с зажиточных, что безусловно дало блестящие результаты, а именно: в течение 3 дней с этого села было взято разверстки 75%, причем бедняки и семьи бедных красноармейцев были совершенно не затронуты, а затем остальную часть разверстки было поручено выполнить временному ревкому, каковой был соорганизован из коммунистов с. Лебедино ввиду ареста сельсовета за бездеятельность, и ему было вменено в обязанность придерживаться такой же тактики, какой придерживались оперирующие отряды. Необходимо отметить, что в с. Ново-Спасское этого же уезда, расположенном в 7 верстах от с. Лебедино, крестьяне также противились принятию и выполнению разверстки, но после того, когда они узнали, что в с. Лебедино имеется реальная сила, и после того, когда им было предложено в категорической форме представителями власти выполнить и принять разверстку целиком, а то в противном случае в это село прибудут эти же отряды, то тогда крестьяне согласились принять и выполнить разверстку в ближайшее время, причем заявили: только отрядов не посылайте. После того, когда положение в названном районе вошло в нормальную колею, отряды и представители власти из него выбыли, за исключением одного взвода продармейцев во главе с представителями райпродкома, каковой теперь без каких-либо эксцессов выполняет остальную часть всей разверстки при помощи ревкома. Дело же о всем этом ведется следствием Спасского политбюро, зачинщики выясняются и предаются суду.
В этом же уезде во время съезда 19 сентября Советов один из представителей от 1-го батальона 24-го стрелкового полка, расположенного в г. Спасске, некто Тропынин, держал себя вызывающе и в своих речах старался сорвать доклад о продовольственной политике и все время старался обливать грязью как работников по продовольствию, а также и в целом Советскую власть. Например, он говорит, что вот видите, товарищи, даже и скот у Вас отбирают и это только потому, что мясо есть Вам не полагается. Тогда крестьяне, съехавшиеся на съезд, стали волноваться и начали задавать вопросы: «Куда деваются собранные с нас мед, яйца, масло и проч. продукты?», на что Тропынин отвечал: «Это едят только комиссары». [566]
В конце концов вся нелепость и возражения Тропынина были разбиты по всем швам представителями организации РКП. Крестьяне его словам после этого значения не предали, и Тропынин за все это был арестован.
В Свияжском кантоне: на почве изъятия излишков хлеба в Ширданской вол. был случай в дер. Малые Юрты, куда, собравшись, граждане (мужчины, женщины и дети) из двух деревень Гоголихи и Уштино приехавшему продотряду по выполнению разверстки категорически заявили: «Хлеба дано не будет» и продотряды чтобы уезжали обратно, причем некоторые продотрядники в этот момент подверглись побоям и арестам.
После чего продотряд из этого села направился было в с. Ширданы, где, получив подводы, хотел ехать в г. Свияжск, но по дороге был настигнут крестьянами названных деревень, которые хотели учинить с ними расправу. Но продотряд предупредил крестьян: «Если вы не вернетесь, то по вас будет открыта стрельба». Причем один крестьянин, некто Андрей Якимов, не послушался этого предупреждения и хотел было заехать верхом вперед обоза и остановить весь продотряд, но по нему было сделано два выстрела и лошадь его оказалась убитой. Крестьяне вернулись обратно, а отряд прибыл в г. Свияжск, откуда тут же в названное село выехали представители уисполкома, политбюро и организации РКП, которые быстро уладили конфликт, и крестьянство согласилось принять и выполнить разверстку. Причем трое крестьян были подвергнуты аресту. Дело следствием еще не закончено.
Кроме вышеизложенного по вопросу о контрреволюционных явлениях, еще следует отметить: на деловом дворе Казанского порохового завода распространяются провокационные слухи, как, например: генерал Брусилов со своей армией перешел на сторону поляков, что все равно Красную армию разобьют, ибо настает холод, а они ходят нагишом.
Затем в Буинском кантоне среди темных масс распространяются также всевозможные нелепые слухи: «Взят Петроград» и т.п., но пока все это плодов своих не имеет. Короче говоря, эта нелепость населением воспринимается как нелепость и не больше.
Восстания
Из всего вышеприведенного в вопросе о контрреволюционных явлениях можно уяснить, что крестьянство некоторых уездов, а главным образом Спасского и Свияжского, за отчетный период не прочь было к открытому выступлению против Советской власти исключительно на почве продовольствия - и только, но благодаря решительным мероприятиям со стороны местных властей мы видим, что всякие стремления крестьян к открытому выступлению выливаются пока что в слабую форму, т.е. они неорганизованны и не находятся под руководством какой-либо политической группы, за исключением агитации отдельных личностей из среды кулачества. С последними легко было бы справиться, ибо мы видим из вышесказанного, что на продработу брошены лучшие партийные силы, но очень трудно приходится бороться с психологией крестьянства, зараженной собственническим инстинктами...
Председатель Татчека Г.Иванов
Завед. секрет, отделом
Секретарь
Текст воспроизведен по изданию: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 564 - 567.
Комментарии |
|