История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Повестка дня:
1. Доклад председателя оперативного штаба т. Росницкого.
1) Тов. Росницкий: Целый ряд делегатов говорит о том, что население бездействует, не обращает ни малейшего внимания на проживающих в их среде дезертиров. Мы получили приказ произвести генеральную операцию; в приказе, между прочим, говорится: «Ни одна семья дезертиров не должна остаться без наказания». Мною разосланы отряды, которым было поручено по спискам произвести частичные и полные конфискации имуществ семей дезертиров и их укрывателей. Кроме конфискации имущества, нам было приказано отправлять на принудительные работы, но мы этого не могли сделать, т.к. население и без того привлекается к работе по обсеменению полей честных красноармейцев.
По настоящее время произведено конфискаций у дезертиров: 14 полных и 108 частичных и у укрывателей - 201, всего 323 конфискации. Задержано дезертиров - 317, злостных - 83 и добровольно явившихся - 214, трудовых дезертиров - 95, всего - 709. Лошадей конфисковано - 141 и 175 коров. При производстве конфискации возможны ошибки, но мы стараемся немедленно исправить таковые, как только они выясняются. Ошибки получаются главным образом оттого, что розыск дезертиров поставлен скверно: часто получаем извещение из какого-либо полка, что такой-то дезертирствует, а он, отлучившись из одной части, служит в другой. Все эти ошибки, по возможности, исправляются. Население сочувствует дезертирам, иначе не могло бы скрываться в уезде до 700 дезертиров.
Тов. Лукашевич: Я вчера был очевидцем всего того, что делается с отобранным скотом. В одном помещении находятся овцы, гуси и коровы. Присмотру никакого, скот голодает; при перегонах скот немилосердно стегается. Это недопустимо. Необходимо предупредить сопровождающих скот, чтобы они более внимательно отнеслись к своим обязанностям и не позволяли себе изнурять и бить скот. Необходимо, чтобы скот быстрее передавался семьям честных красноармейцев; мы часто видим, что они получают уже наполовину негодный скот, его нужно откормить прежде, чем требовать от него пользы. На днях я получил известие, что у одного товарища коммуниста из [е.] Черное Пятино отобрали корову будто бы за то, что он укрывал сыновей, а на самом деле он несколько раз заявлял властям: «Идите в укомдез»[1].
Тов. Попов: Каким путем производятся конфискации - поручается ли это отрядам, или вы делаете определенные указания?
Тов. Росницкий: Верно, скот действительно плохо содержится за отсутствием у нас продовольствия и ввиду спешной работы - нет возможности все предусмотреть. За все время пали 1 овца, 1 свинья и пришлось прирезать 1 корову. У нас нет помещения. Я полагаю, что это мелочь, на которую не стоит обращать внимание, все это зависит от плохой организации нашего комдеза, что же касается затрагивания интересов отдельных личностей - таковые мы не можем предусмотреть, т.к. розыск дезертиров поставлен очень плохо. Красноармейцы переходят из одного полка в другой, а прежний полк их разыскивает.
Все эти ошибки мы стараемся избежать насколько возможно. Мы боялись злоупотреблений, но об этом мы пока сведений не получали. Все применяемые нами репрессии были известны как укому, так и уисполкому, тем более, что они, если пожелают, всегда имеют возможность получить все сведения от меня. Главное то, что у меня нет партийных работников - я просил уком, но [554] мне их почти не дали. Но я все-таки уверен, что репрессии, применяемые нами, задели как раз того, кого следует. Конфискации производятся таким путем: мы выдаем нашим уполномоченным списки, и по этому списку производится конфискация по доказательствам самостоятельно.
Тов. Друккер: Мы вызвали т. Росницкого для того, чтобы иметь сведения, что делается на местах, т.к. имеем сведения, что отряды безобразят, но сведения эти не подтверждаются. С другой стороны, т. Росницкому не мешало бы позаботиться о присмотре того скота, который находится в укомкрасхозе. Если т. Росницкий занят другим, более важным делом, то он мог бы поручить своему помощнику. Мы имеем сведения, что тот скот, который следует возвратить, укомкрасхоз не знает - куда отправлен и гражданин, ходит по волостям, разыскивая свой скот, и не находит. Это необходимо упорядочить - так продолжаться не может.
Тов. Попов: Мне приходилось видеть, что уполномоченные приходили в сомнение - произвести конфискацию или нет, тогда как у них не было доказательства, что данное лицо является укрывателем дезертира, а только лишь показания гражданина, у которого уже конфисковано имущество.
Тов. Росницкий: Мне кажется, что сведения из деревни преувеличены: тот скот, который мы берем, опять возвращается в деревню, только пользуется им уже семья честного красноармейца, а не дезертира или укрывателя. Относительно укомкрасхоза мною приняты меры еще в июле месяце, там уже 2 месяца прошло, как должна работать комиссия по ревизии дел укомкрасхоза, но ничего эта комиссия не дала, и приходится вновь взяться самому.
Конфискации производятся по розыску и по доказательству. По доказательству конфискуется условно, т.е. если представляется доказательство, что красноармеец в армии, то имущество возвращается. И я просил бы бюро укома не только принять мой доклад как информационный, но и высказать свое мнение о работе.
Постановили: 1) Предложить т. Росницкому по окончании генеральной операции рассмотреть все жалобы и заявления и исправить все замеченные недочеты и ошибки.
2) Через президиум уисполкома затребовать от комиссии по ревизии дел комкрасхоза представление доклада о ревизии в трехнедельный срок.
3) Поручить т. Росницкому предложить отрядам, сопровождающим конфискованный скот, более внимательно и бережно относиться к скоту.
(Золотов и Росницкий уходят)...
Подлинный за надлежащими подписями.
С подлинным верно.
Секретарь укома
[1] Так в тексте.
Текст воспроизведен по изданию: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 554 - 555.
Комментарии |
|