История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Заключение по делу
12 июня 1920 г.
1920 года июня 12 дня, я, военный следователь особого отдела Запасной армии Петров, рассмотрев дело за № 532 по обвинению граждан с. Кечушево Карамсурской волости Ардатовского уезда в контрреволюционных выступлениях в декабре месяце 1919 г. на продовольственной почве, отмечаю:
10 декабря в с. Кечушево прибыл уполномоченный упродкома Сухов с двумя сотрудниками для пополнения 50% разверстки зерна урожая 1919 г. На требование [516] Сухова общество ответило решительным отказом и враждебным отношением к нему. Люди готовы были совершить над ним самосуд в случае принятия им решительных мер к отчуждению.
В силу таких обстоятельств Сухов вынужден был уехать обратно в Карамсурку и запросить отряд, с которым вторично направился в с. Кечушево.
11 декабря прибыл с отрядом под командой Левитского в с. Кечушево. Был созван сельский сход для объявления сходу о немедленном приступлении к отчуждению зерна. Сход ответил категорическим отказом по причине отсутствия излишков. Ввиду упорного отказа сдать зерно командиром отряда Левитским было приказано сходу расходиться по домам. Сход не расходился, несмотря на то, что было дано несколько выстрелов из пулемета в воздух.
За неимением широких полномочий командир отряда уехал обратно с отрядом в Карамсурку, затребовал там дополнительный отряд и получил из упродкома мандат с указанием - в случае надобности организовать в Кечушеве ревком. Вместе с тем президиуму Кечушевского сельского совета было поручено явиться в Карамсурку для обсуждения вопросов, на что был получен ответ, что сельсовет явиться не может ввиду постановления общего собрания. В то же время сообщалось, что произвести ссыпку зерна не могут из-за отсутствия излишков.
Командиром отряда Левитским был создан ревком, и в ночь на 12 декабря отряд двинулся на Кечушево. Прибыв в с. Кечушево, Левитский приказал арестовать кулацкий элемент. В качестве заложников им было задержано 28 человек: Степан Жирнов, Кузьма Косолапов, Василий Ювкин, Никифор Жирнов, Иван Суров, Матвей Захаров, Иван Миронов, Федор Ларин, Матвей Бельков, Максим Колесников, Григорий Башутов, Роман Семакин, Федор Бувин, Нефед Ювкин, Зиновий Федотов, Степан Сураев, Петр Гужин, Григорий Глухов, Иван Лаврушкин, Иван Зангаев, Иван Тужилкин, Владимир Французов, Яков Миронов, Петр Назаров, Иван Спиридонов, Иван Глухов, Никита Любимкин, Федор Тарнаев.
С прибытием отряда в с. Кечушево крестьяне стали сходиться в одно место и даже были попытки бить в набат в колокол. После ареста заложники дали подписку ссыпать 100% и, будучи освобожденными, свое обещание исполнили. Стопроцентная разверстка хлеба после этого была произведена успешно.
Произведенным следствием на месте и из показаний, отдельных лиц, обвиняемых в преступлениях, установить не удалось: все ссылаются на все общество.
Показанием граждан с. Кечушево Ивана Тужилкина и Ивана Зангаева устанавливается, что все происшедшее совершилось по вине председателя сельского совета Якова Павловича Миронова, который настраивал на общих собраниях и после - не производить разверстку хлеба и отказаться от ссыпки из-за отсутствия излишков. Миронов обвинение отрицает и объясняет, что свидетели обвиняют его по личным счетам.
Все арестованные глубоко раскаиваются в преступлении, каковое совершено было ввиду непонимания текущего момента населением, которое возмутилось некорректным обращением продработников.
Принимая во внимание, что разверстка и ссыпка зерна по личному согласию общества в с. Кечушево произведены на 50% более разверстки, установленной правительством, что тем самым граждане с. Кечушево искупили свою вину перед Республикой и глубоко раскаиваются в своем преступлении, что преступления отдельных лиц следствием не установлены, полагаю настоящее дело производством прекратить и сдать в архив.
Следователь Петров
Делопроизводитель [подпись неразборчива]
Текст воспроизведен по изданию: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 516 - 517.
Комментарии |
|