История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Считаю необходимым в интересах выяснения точного смысла причины восстания, бывшего в Белебеевском уезде, куда я был послан для работ совместно с двумя сотрудниками мусульманами, поставить в известность потурка о тех впечатлениях, которые мной вынесены из этой поездки в районе, близко прилегающем к месту [1]восстания. [486] Во всех селах, в коих приходилось останавливаться, как с чисто татаро- башкирским населением, со смешанным татаро-русским, а также и близ к ним лежащих других деревнях и селах, устраивались митинги, которые охотно посещали, в особенности с мусульманским населением, и слушали говорившего с таким вниманием, что, кажется, никакой посторонний шум не мог отвлечь их внимания.
После митинга, по обыкновенному, задавались вопросы исключительно экономического характера, как-то: кто такие коммунисты, что такое коммуна, могут ли бедняки наниматься в работники, неработоспособные, зажиточные имеют ли право нанимать работников, почему нет соли, почему не удовлетворяются хлебным пайком совершенно не имеющие хлеба и т.д.
Из всех перечисленных вопросов ни одного национального и вообще из всех частных разговоров с мусульманами, как отдельными лицами, так и группой, с их стороны не было ни одного слова сказано, которое относилось бы к националистическому чувству, причем митинги устраивались не только в селах Белебеевского уезда, но и Стерлитамакского уезда, и та же картина, те же вопросы. Если судить по настроению сел, в которых приводились митинги, как то в селах Чуконга, Чигоматулино, Семенково, Талачи, Петропавловка и Бурказканово Стерлитамакского уезда то же, ни о каком восстании на национальной почве не может быть и речи, хотя некоторыми отдельными селами выносились приговоры о присоединении [к] Башкирской республике, но это, определенно можно сказать, происходило только лишь потому, что в Башреспублике вольная торговля, о чем заявляли сами крестьяне, не только спекулянты, и бедняки, которые как раньше, так и теперь были покупателями, но не продавцами. Что касается причины тяготения бедняков к вольной торговле, то таковая объясняется работой местных властей, с одной [стороны], и с другой - губернских. Местными властями некоторых волостей, например, взимается плата с крестьянина, пришедшего за получением разрешения похоронить умершего родственника, в размере 45 руб., затем - непрестанное поведение[2] некоторых членов из ячеек. Центральная власть, по словам волисполкомов, ни разу не проверяла деятельность советов на местах, кроме того, а как аппарат удовлетворения хлебов неимущих крестьян совершенно не был налажен. Таким образом, много бедняков осталось совершенно без хлеба и вынуждено было ездить[3] за таковыми в Белебеевский уезд из Стерлитамакского, и так выяснилось при задержке одного крестьянина-бедняка, везшего на базар пшеничную муку для продажи первый раз, что и подтвердила местная ячейка, этот крестьянин закупил [на] нем только для своих нужд, но даже излишки с целью продажи, и, таким образом, подобные действия власти не только заставляют голодать бедняков, но и толкают их на спекуляцию, а этим увеличивается число противников Советской власти. И это делается тогда, когда на ссыпных пунктах лежит большое количество зерна, которое не представляется возможным отправить по назначению. Вот тут-то и оправдывается поговорка. Конечно, не может не возмущать каждого честного гражданина, кто бы он ни был, в особенности крестьян, которые видят, что сданный ими хлеб лежит без пользования, а когда рядом с ним бедняк форменным образом голодает.
Козырь, который сами власти дают в руки спекулянтов и кулаков, против; стоит еще к этому прибавить совершенно[е] неимение литературы и неосведомленности о событиях. Кроме того, за что восстание не было [...][4] говорят следующие факты:
Те интеллигентные силы, которые имеются в селах мугаллимы - учителя мусульманские, в большинстве коммунисты, и все усилия прилагают к просвещению населения, тогда как русские учителя ждут разных указаний свыше и, конечно, сидят спустя руки. И вот в местах восстания эти мугаллимы были [487] восставшими арестованы и избиты, тогда как при национальном движении, наоборот, в руках мугаллимов должна быть руководящая роль этого восстания, что же касается того, что в восстании участвовало больше мусульманского населения, чем русского, то это объясняется простым большинством населения данной местности и большей культурностью по сравнению с русским.
Уполномоченный политотдела Туркфронта М.Петров[1] Политотдел Туркестанского фронта.
[2] Видимо, автор имел в виду «недостойное поведение».
[3] В тексте - «судить».
[4] Одно слово неразборчиво.
Текст воспроизведен по изданию: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 486 - 488.
Комментарии |
|