История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
1 мая 1908 г.
Секретно
Милостивый государь Владимир Николаевич, Как известно Вашему Высокопревосходительству, предстоящий приезд в Россию председателя Южно-Маньчжурской железной дороги Барона Гото ставится в Китае в связь с существующим будто бы в Японии намерением попытаться купить у нас ветвь Китайской Восточной железной дороги от Харбина до Куанченцзы. В настоящее время затруднительно определить источник появления этих слухов и цель их распространения, несомненно лишь, что Китайское Правительство относится к таким сведениям с известным доверием и крайне обеспокоено возможностью осуществления подобного предположения. Несмотря на то, что я дал [32] успокоительные заверения обратившемуся ко мне, по предписанию из Пекина, с запросом Китайскому Посланнику в отсутствии у нас намерений такого рода, Центральное Китайское Правительство, как Вы усмотрите из телеграмм колл<ежского> сов<етника> Арсеньева от 30 апреля[1], поставило тот же вопрос нашей Миссии, присовокупив, что оно готова само приобрести этот участок и что во всяком случае уступка его Японии противоречила бы статье 12 контракта 1896 года.
Насколько можно судить, китайцы, не довольствуясь устными нашими объяснениями, желали бы заручиться письменным удостоверением в смысле полученных ими от нас сообщений. Принимая во внимание, что в действительности нет и речи об уступке кому бы то ни было какой-либо части Китайской Восточной железной дороги[2], по существу не встречалось бы, конечно, препятствий к исполнению желания китайцев, но мне казалось бы полезным сделать попытку к использованию такого настроения для противодействия их посягательствам на обеспечнные за Китайской Восточной железной дорогой права. Так как недопустимость отчуждения нами Китайской Восточной железной дороги кому-либо, кроме Китая, Вай-ву-бу[3] обосновывает ссылкою на статью контракта 1896 года, то мы, в свою очередь, могли бы по этому случаю потребовать от китайцев подтверждения равным образом принадлежащих нам по силетого же контракта прав на администрирование полосы отчуждения и на вытекающие отсюда преимущества. Как Вы изволите припомнить, в течение этого года наиболее крупные недоразумения возникали у нас из-за вопроса о введении самоуправления в районе дороги и из-за предложения китайцев установить особые, крайне стеснительные для нас, правила о допуске прибывающих из России лиц.
Ввиду того, что по первому вопросу фактически китайцы отказались от противодействия, предпочтительнее было бы его не затрагивать, а настаивать лишь на разрешении второго - согласно нашим видам, в смысле письма Вашего от 8/9 апреля, №277. В случае, если бы Ваше Высокопревосходительство в принципе согласились с такой постановкой вопроса. Я не замедлил бы поручить нашему Поверенному в Делах в той форме, которая окажется наиболее удобною[4], поставить наше письменное обещание [33] не уступать дороги, в зависимость от подтверждения китайцами наших прав на управление дорогою с отказом их от не оправдываемых содержанием контракта притязаний на надзор. Для успеха в этом деле, по моему мнению, весьма важно скорейшее сношение с Китайским Правительством, так как по отбытии Барона Гото вопрос о железной дороге, несомненно, утратит в глазах китайцев свою остроту.
В ожидании света пользуясь случаем, чтобы возобновить Вам, милостивый государь, уверение в отличном моем почтении и совершенной преданности
Извольский[1] Не публикуются.
[2] Карандашная помета на полях: «Да».
[3] МИД Китая.
[4] Карандашная помета на полях: «Да».
Текст воспроизведен по изданию: Кацура Таро, Гото Симпэй и Россия: Сборник документов 1907 - 1929. М., 2005. С. 32 - 34.
Комментарии |
|