История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Протокол дознания о действиях продармейцев
в с. У сень-Ивановский завод по выполнению разверстки,
по борьбе с дезертирством и т. д., под руководством т. Вовси
Января 29 дня 1920 г. Белебеевская уездная комиссия в составе: т. Антонова, Барбе и Поликарпова производила по делу дознание по поступившим заявлениям т. Митюгова и Иллариона Макеева Персидского. Спрошенный по делу мальчик Алексей Александров Митюгов, 8 лет, показал, что когда у них выгружали рожь из амбара, то в это время он заплакал, а один из продармейцев ударил его нагайкой по спине, которого он в лицо узнать отказывается. Свидетелями указывает Лаврентия и Филиппа Неклеенова и Григория Фадеева Филиппова[1].
Спрошенный по делу в качестве свидетеля Лаврентий Елизаров Неклеенов, 12 лет, показал, что в то время, когда у Митюговых выгружали рожь, мальчик Алексей Митюгов заплакал, а один из продармейцев ударил его один раз нагайкой по спине, у этого продармейца имеется трещина на прикладе винтовки, говорит, что он, может быть, узнает продармейца в лицо. Представителей местной власти с ним не было: кроме этого, были еще три продармейца. Добавил, что продармеец намеревался нанести еще удар Митюгову, но он убежал. Написанное мне прочитано (Неклеенов).
Спрошенный в качестве свидетеля Филипп Евстратов Басманов, 11 лет, показал то же самое, что и предыдущий свидетель Неклеенов, кроме того, показал, что у Митюговых нашли на чердаке 20 фун[тов] овса, газеты и книги [342] школьные, книги тут же были порваны продармейцами, причем они ругались площадными словами по адресу хозяйки и дочери. (Неграмотный.)
Спрошенный в качестве свидетеля Григорий Устинов Филиппов, 11 лет, показал то же самое. Добавил, что книги были взяты из стола, никакого овса с чердака снято не было. (Неграмотный.)
Спрошенный по делу отец потерпевшего Александр Харитонов Митюгов, 50 лет, показал, что в то время, когда ударил продармеец его мальчика, он уходил в штаб за пропуском. Перед тем, как идти в штаб, явились к нему продармейцы, спросили, выполнил ли он наряд, он ответил, что часть выполнил. После этого приказали насыпать два воза хлеба, что и было сделано. В это время продармейцы делали тщательный обыск в помещении и забрали на чердаке книги и газеты, часть книг порвали, сбросили с чердака на пол краску «Голландскую сажу» в банке, каковая рассыпалась, причем ему наносили, а также семейству его оскорбления площадными словами и угрожали выстрелом из нагана, но самого нагана не показывали. Кроме того, его жену Елизавету Егорову гнали под угрозой плетки искать по селу полога для насыпки в них хлеба. Осталось у него после выполнения наряда в наличности хлеба всего приблизительно 105 пудов; семейство его состоит из десяти душ, намерен посеять шесть десятин ярового хлеба; лошадей имеет - рабочих - четыре и одну нерабочую, две коровы и мелкого семь голов. К сему подписуюсь (А.Митюгов). Добавил, что после того, как производили продармейцы обыск в чулане, в последнем не оказалось бритвы. При обыске представителей местной власти и старших отряда не было. (А.Митюгов.)
Спрошенный по делу в качестве потерпевшего мальчик Кирилл Илларионович Персидский, 12 лет, показал, что в то время, когда у них стали насыпать хлеб и забирать тушу свинины, он в это время ухватился за тушу, за что его т. Вовси ударил плеткой по спине, намеревался еще раз ударить, но он заплакал и убежал. Туша была в средней избе под столом и укрыта мешками, что могут подтвердить Кирьян Александров Кузнецов - член сельского совета и Иван Михайлов Денисов и председатель сельского исполкома Фома Ефимов Квашнин. К сему подписуюсь (Персидский Кирилл).
Спрошенный в качестве свидетеля член сельского совета Кирьян Александров Кузнецов, 30 лет, показал, что действительно т. Вовси при нем ударил плеткой по спине мальчика Персидского, но ударил легонько и в то время, когда мальчик ухватился за свиную тушу. К сему подписуюсь (Кузнецов).
Спрошенный в качестве свидетеля Иван Михайлов Денисов, 17 лет, показал то же самое, но добавил, что удар нанесен был уже на дворе, когда мальчик ухватился за тушу. К сему (Иван Денисов).
Дополнительно спрошенный свидетель Кирьян Кузнецов добавил, что удар мальчику был нанесен на дворе в то время, когда тушу стали класть в санки. (Кузнецов.)
Спрошенная мать потерпевшего Персидского, Наталия Алимиевна Персидская, 43 лет, показала, что действительно т. Вовси ударил один раз плеткой ее мальчика, удар был нанесен на дворе. (Неграмотная.)
Спрошенный в качестве свидетеля председатель сельского исполкома Фома Квашнин показал, что он видел мальчика Персидского, который плакал, но совершенно не видел, чтобы наносил ему удары плеткой т. Вовси. Был он при этом как представитель сельского исполкома. (Ф. Квашнин.)
Спрошенный в качестве потерпевшего Фока Игнатьев Кузнецов, 80 лет, показал, что 23 января он с Антоном Потаповым Неклееновым возили в с. Веровку продотрядчиков и команду Башбригады с волостным руководителем т. Кожевниковым. Когда возвращались обратно из с. Веровки, выехав из последнего на расстоянии сажен 40, сзади получился выстрел. В это время они [343] остановились, к ним подошел продармеец и ударил его прикладом в левую часть груди и требовал пропуск, но так как у них такового не оказалось, он вернул их к т. Кожевникову, который и выдал им пропуск. (Неграмотный.)
Спрошенный в качестве свидетеля Антон Потапов Неклеенов, 55 лет, заявление Фоки Кузнецова подтвердил. (Неграмотный.)
Спрошенный в качестве потерпевшего Иосиф Кузьмич Красильников, 44 лет, показал, что во время отсутствия его дома, в присутствии дома его жены к нему явились четыре человека продотрядчиков без представителей местной власти и, не предъявляя зачем пришли, приступили к обыску, а также не было с ними уполномоченного т. Вовси и начальника отряда. Причем нашли у него патронные гильзы, часть боевых патронов и фунта полтора военного пороха, полученных от разряженных патронов. Об этих вещах он до сих пор совершенно не знал. Из расспроса семейных он узнал, что эти патроны попали к нему следующим образом. Во время наступления белых банд весной сего года из Белебея к нему шла пешком племянница Вера Красильникова с женой священника Трахонтовского и по дороге набрала этих патронов и затем извлекла из гильз пули для коллекции, а порох и гильзы оставила у него. Кроме того, заявил, что у него найден хлеб в разных ящиках и даже в гардеробе, вообще в доме, и считается спрятанный, то он говорит, что за отсутствием у него складочного помещения он его и разложил в разных местах; мука хранилась в сундуке. После обыска у него не оказалось алмаза и коробки перьев. При обыске у него были взяты писчая бумага и 7 ф[унтов] керосина, каковые ему возвращены. (Иосиф Красильников.)
Спрошенный в качестве потерпевшего Давид Самсонов Квашнин заявил, что когда у него на дворе был начальник отряда т. Извеков с продотрядниками, последний выстрелил у него на дворе вверх из винтовки и увеличил ему наряд на 20 пудов, кроме того, обнажал шашку и угрожал: «Вот тебе, - показывая на шашку, - за то, что ты прячешь хлеб». При этом были представитель сельского совета Петр Алимпиев Кирьянов и Иван Затаев Скороходов. К сему подписуюсь (Давид Квашнин).
Спрошенный т. Вовси, 23 лет, показал, что мальчика Персидского он не бил, но хорошо не помнит, может быть, бил, а может быть, не бил, он не помнит. В отношении остальных продармейцев приняты им меры, и виновные будут привлечены к ответственности и исключены из отряда (Вовси).
Следствие производили: член Белебеевского уисполкома Антонов, член компартии РКП(большевиков) Барбе, член рабинспекции упродкома М.Поликарпов.
Верно: секретарь уисполкома Митюгов
[1] В документе фамилии указанных свидетелей расходятся.
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 342 - 344.
Комментарии |
|