История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Датируется по содержанию документа.
1. Казанский [уезд]. Крестьянство уезда относится к Советской власти пассивно, за исключением некоторых волостей, населенных мусульманами, чер[е]мисами и вотяками, которые мало понимают русский язык, а агитаторов, знающих хорошо язык, недостаточное количество, на основании чего население этих волостей относится к власти враждебно. Дезертиров в уезде незначительное количество и для борьбы создаются в волостях комиссии по борьбе с дезертирством. Спекуляция и варка самогонки замечается.
...7. Тетюшский [уезд]. Восстаний в уезде не было, но замечается антисоветская агитация, основывающаяся на недостатке предметов первой необходимости. Дезертирство замечается. Спекуляция есть, но мелкая. В уезде были случаи налета банды, которая производила грабежи, нападения; банда, по всей вероятности, сгруппирована из дезертиров, на которую была сделана облава, но задержать не удалось.
...10. Чистопольский [уезд]. В двух волостях среди мусульманского населения велась усиленная агитация агитаторами организации «Ваисовских божьих воинов»[1] - организация религиозно-фанатическая, но по характеру дел далеко не так. Члены этой организации, главным образом, агитируют против мусульманских советских школ, против отобрания у мулл метрических книг, против декрета центральной власти об отделении церкви (мечети) от государства и школы от церкви (мечети). Обещается в случае усиления их организации [301] не давать солдат в Красную армию (создать свою зеленую армию). Муллы, которые являются сторонниками власти (отдали метрические книги), увольняются, на их место назначают новых. В уезде оперировала шайка бандитов (конокрадов), терроризировавшая население, из коей четверых арестовали и отобрали награбленные вещи.
Информатор для всех уездов
Казанской губернии [подпись неразборчива]
[1] «Ваисовские божьи воины» - организация волжских татар-булгар, созданная в середине XIX в. Багаутдином Ваисовым (1804 - 1893). Его сын Гайиап Вайсов (1878-1918) продолжил дело отца, выступив идеологом и организатором мусульман-булгар - партии «Фиркам Наджия» («Партия избавления»). Это было религиозное движение, выступающее за чистоту ислама, против мулл, поддержавших «законную власть». Они призывали к объединению всех татар, происходивших от булгар, и к восстановлению булгарского государства па Волге.
Г. Ваисов и его сторонники приветствовали приход большевиков к власти в октябре 1917 г., создали отряд «зеленой гвардии» - «Ваисовские божьи воины» с подчинением советскому командованию. 28 февраля 1918 г. Г. Ваисов был убит в Казани при попытке разоружить его отряды, торжественно похоронен советскими властями.
После убийства Г.Ваисова движение возглавил его брат Газизап Вайсов (1884 - 1963). Сторонники Ваисова были объединены в отряды, функционирующие во многих губернских и уездных городах Поволжья. Официально движение прекратило свое существование в мае 1920 г после образования Татарской автономии.
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 301 - 302.
Комментарии |
|