История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

Датируется по содержанию документа.


1. Казанский [уезд]. Крестьянство уезда относится к Советской власти пассивно, за исключением некоторых волостей, населенных мусульманами, чер[е]мисами и вотяками, которые мало понимают русский язык, а агитато­ров, знающих хорошо язык, недостаточное количество, на основании чего на­селение этих волостей относится к власти враждебно. Дезертиров в уезде не­значительное количество и для борьбы создаются в волостях комиссии по борьбе с дезертирством. Спекуляция и варка самогонки замечается.

...7. Тетюшский [уезд]. Восстаний в уезде не было, но замечается антисо­ветская агитация, основывающаяся на недостатке предметов первой необходи­мости. Дезертирство замечается. Спекуляция есть, но мелкая. В уезде были случаи налета банды, которая производила грабежи, нападения; банда, по всей вероятности, сгруппирована из дезертиров, на которую была сделана об­лава, но задержать не удалось.

...10. Чистопольский [уезд]. В двух волостях среди мусульманского насе­ления велась усиленная агитация агитаторами организации «Ваисовских бо­жьих воинов»[1] - организация религиозно-фанатическая, но по характеру дел далеко не так. Члены этой организации, главным образом, агитируют про­тив мусульманских советских школ, против отобрания у мулл метрических книг, против декрета центральной власти об отделении церкви (мечети) от го­сударства и школы от церкви (мечети). Обещается в случае усиления их организации [301] не давать солдат в Красную армию (создать свою зеленую армию). Муллы, которые являются сторонниками власти (отдали метрические книги), увольняются, на их место назначают новых. В уезде оперировала шайка бан­дитов (конокрадов), терроризировавшая население, из коей четверых аресто­вали и отобрали награбленные вещи.

Информатор для всех уездов

Казанской губернии [подпись неразборчива]


[1] «Ваисовские божьи воины» - организация волжских татар-булгар, созданная в середине XIX в. Багаутдином Ваисовым (1804 - 1893). Его сын Гайиап Вайсов (1878-1918) продолжил дело отца, выступив идеологом и организатором мусульман-булгар - партии «Фиркам Наджия» («Партия избавления»). Это было религиозное движение, выступающее за чистоту ислама, про­тив мулл, поддержавших «законную власть». Они призывали к объединению всех татар, проис­ходивших от булгар, и к восстановлению булгарского государства па Волге.

Г. Ваисов и его сторонники приветствовали приход большевиков к власти в октябре 1917 г., создали отряд «зеленой гвардии» - «Ваисовские божьи воины» с подчинением советскому ко­мандованию. 28 февраля 1918 г. Г. Ваисов был убит в Казани при попытке разоружить его отря­ды, торжественно похоронен советскими властями.

После убийства Г.Ваисова движение возглавил его брат Газизап Вайсов (1884 - 1963). Сто­ронники Ваисова были объединены в отряды, функционирующие во многих губернских и уезд­ных городах Поволжья. Официально движение прекратило свое существование в мае 1920 г после образования Татарской автономии.

Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 301 - 302.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."