История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Соорганизованный Горюшкинский волостной ревком представляет при сем сведения о причинах крестьянских восстаний.
1) Причины экономического или политического характера, которыми была вызвана вспышка. Ввиду реквизиции излишков хлеба, мобилизации лошадей и рогатого мелкого скота, единовременного взыскания чрезвычайного револ[юционного] налога, штрафы на нужды местных советов, строгие и суровые действия чрезвычайных комиссий, описи домашней птицы, как-то: кур и гусей статистике[1]; отделение церкви от государства и школы от церкви[2], в силу чего были икон[ные] изображения вынесены из советских учреждений и школ, хотя и были составлены приговоры о[бщест]в об оставлении изображений в школах. Несмотря на точное разъяснение этих декретов, деревенские кулаки тайно агитировали среди бедного и среднего крестьянства, извращая декреты на свой лад, и тем запугивали крестьянство и подготовляли к восстанию.
2) Из каких элементов состояла масса восстания. Из крестьянского населения - от 18-ти до 45 лет; где главная роль восстания была в руках деревенских кулаков, обложенных единовременным чрезвычайным рев[олюционным] налогом.
3) От кого исходила агитация и каких партий. От деревенских кулаков, дезертиров Красной армии, где агитаторами и вдохновителями на молебнах были попы.
4) Наблюдалась ли связь восставших с иностранными империалистами. Нет.
5) Какие цели и лозунги выдвигались мятежниками. «Власть Советов!», «Долой коммунистов!».
6) Организация мятежа, технические и денежные средства. Из местных кулаков и лиц против коммунистических убеждений, технических и денежных средств не было.
7) В каких пределах вспыхнул мятеж. Первоначально в Ново-Девиченской волости Сенгилеевского уезда, потом в с. Суринском и распространился по всеем селам здешней волости.
8) Связь между селениями и волостями. Посылкой представителей от кулацких собраний и письменными сообщениями конными подводами.
9)Время начала восстания и ликвидации. 7 марта в Суринском, а с 9 марта по селениям волости. Ликвидировано 16 марта с приездом из г. Сызрани кавалерийского отряда т. Баревича и членов Сызранского военно-революционного комитета.
10) Были ли раньше случаи восстания в данной местности. Нет.
Подробности восстания:
К вечеру 9 марта к зданию волостного совета из с. Суринского приехали повстанцы, где ими арестованы: председатель волсовета Данилов, военный волостной руководитель Богданов, народный судья Чегодаев, председатель Кобелевского сельского совета О. Вашурин. Спустя немного времени, к зданию волсовета приехали повстанцы из других селений волости, из с. Елшанки был привезен арестованным председатель совета дер. Елшанского выселка Маврин. Все арестованные были помещены в арестантское помещение. Далее толпа повстанцев в несколько сот человек потребовала на допрос председателя волсовета Данилова, где задавала ему вопросы по поводу взыскания революционного [197] налога и выноса из советских учреждений иконных изображений председатель Данилов разъяснял, что все то, что сделано было, как им другими советскими служащими, на основании изданных декретов центральной Советской власти и распоряжений уездного совета; но толпа, подстое мая кулацкими элементами, совершила над ним самосуд, а также произвела самосуд и над другими арестованными советскими представителями. Ночью этого же числа из с. Елшанки был привезен избитым председатель волостной комиссии по ревналогу Терехин, из числа арестованных померли Данилов, Чегодаев и Маврин.
10 марта было созвано собрание представителей от всех селений волости (в собрание вошли кулаки, обложенные единовременным чрезв[ычайным] рев[олюционным] налогом и имеющие излишки хлеба), которые постановил: мобилизовать жителей от 18 до 45 лет и выступить против коммунистов, держа направление на г. Сызрань и ж/д ст. Безводовку; жители означенному постановлению подчинились, хотя беднота была и против, но возражать не было возможным, боясь самосуда и ареста.
Мобилизованные повстанцы, отслужив молебен в церкви с. Горюшки выслушав напутственную молитву, т. е. речь попа Покровского, выступили по направлению к г. Сызрани - в с. Троицкое и дер. Демидовку Сызранского у., а из других селений - на ст. Безводовку; по показанию очевидцев, оружия было мало. Повстанцы, прибыв в означенные селения со ст. Безводовки, были обстреляны железнодорожным отрядом, а потому повстанцы с. Елшанки и с. Н. Коки возвратились обратно в свои селения.
Находившиеся же в с. Троицком и дер. Демидовке, услышав, что на ж/ ст. Балашейку прибыл большой конный отряд коммунистов, все возвратились на второй день в свои селения, чем и закончилось восстание; хотя в местном совете у власти продолжали стоять кулацкие ставленники.
16 марта в район нашей волости прибыл из г. Сызрани кавалерийский отряд т. Баревича с двумя орудиями; кулацкие ставленники, предвидя суровую кару, скрылись, а некоторые были арестованы и препровождены в Сызранский и Сенгилеевский военно-революционный комитеты, а некоторые, в числе 4, по приговору местного военно-революционного комитета, расстреляны на месте в с. Горюшки.
Председатель ревкома [подпись неразборчива]
За товарища председателя Кузьмин
Секретарь Илюхин
[1] Так в документе.
[2] Речь идет о декрете СНК от 20 января (2 февраля) 1918 г. «О свободе совести, церковных
и религиозных обществах», определившем принципиальные позиции большевистского государства в отношении церкви и верующих граждан. В нем указывалось, что церковь отделяется от государства и в пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, либо устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедальной принадлежности граждан. Каждому гражданину предоставлялась возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Школа отделялась от церкви. Во всех государственных, общественных и частных учебных заведениях отменялось преподавание религиозных вероучений. Граждане могли обучаться религии только частным образом. Декрет лишал церковные и религиозные общества какой бы то ни было материальной поддержки со стороны в свою пользу. Церковные и религиозные общества лишались права юридического лица и владения собственностью. Все их имущество объявлялось народным достоянием. Здания и предметы религиозного культа могли отдаваться в бесплатное пользование верующих по особым постановлениям местной и центральной государственной власти. В декрете особо оговаривалось, что свободное исполнение религиозных обрядов разрешается властью при условии, если они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан и Советской Республики (см.: Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 373 - 374).
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 197 - 198.
Комментарии |
|