История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Командированный 16 сего марта политическим отделом для агитации и организации советов и коммунистических ячеек в район крестьянских восстаний - в Карсунский уезд, я с тт. Истоминым и Ястребовым объехал села: Березовку, Соплевку, Котяковку, Мухино, Каргино, Озерки, Вешкайму, Вырылаевку и Ховрино. Во всех названных селах, за исключением Ховрино, протекло [191] восстание, выразившееся в довольно слабой организации почти всего мужского населения этих сел, имеющее целью свержение Советской власти. В восставших селах пришлось быть только уже по занятии их отрядами и ликвидации восстания. Настроение крестьян сейчас же после занятия, в связи с расправой над виновниками, подавленное, часть мужского населения из-за боязни быть наказанными скрывалась или бежала с отступающими повстанцами других селений. В этот момент не было никакой возможности сделать собрание для устройства митинга. Отряд красноармейцев, заняв селение, оставался в нем на 1 -2 дня для ликвидации восстания, и вследствие тесно связанных с восстанием обстоятельств, от населения требовались услуги, как-то: наряд подвод, посылка людей для отыскивания тел погибших товарищей и т. п. Не имея возможности в таких случаях сделать митинг, наши задачи сводились лишь к ознакомлению с конструкцией советов, с их деятельностью и работоспособностью.
В состав советов входили бедняки и со средним достатком крестьяне; председателями были в большинстве случаев люди, ранее жившие в городах на фабриках и заводах. Для более ясного представления деятельности советов опишу некоторые:
В с. Котяковке Соплевской волости (население 758 чел.) совет стоял на подобающей высоте: лишний скот от имущих передан бедноте, чрезвычайный налог в сумме 57 тыс. рублей собран полностью - покрыт, главным образом, вырученными за сдаденный в упродком излишний хлеб. Восстание было сделан с под давлением кр[естьян] с. Соплевки, откуда для возмущения населения прибыли агитаторы с призывом к восстанию. Предпринятое советом моральное воздействие на гр[аждан] к предупреждению восстания успеха не имело.
Село Каргино - волость, состоит из 8 селений с населением 8300 душ. Совет состоит из б чел. во главе с председателем - коммунистом Олышаковым. Из наложенного на волость чрезвычайного налога 400 000 руб. собрано всего 250 000 руб., остаток налога не был собран своевременно вследствие затянувшейся продажи имущества кулаков. Налог, по заявлению председателя, главным образом собирался с богачей, но одновременно с этим был допущен добровольный взнос и со среднего крестьянства. Заведующий продовольствием член совета Парамонов не знает, сколько с волости причитается излишков хлеба, собрано же и сдадено в упродком 15 000 пудов. В с. Каргине под руководством председателя Ольшакова была соорганизована за несколько дней до восстания ячейка сочувствующих в количестве 30 чел. Восстание в Каргино перекинулось из дер. Н. Туармы, возникшее там на почве продажи имущества кулаков для возмещения чрезвычайного налога. В момент восстания председатель волсовета находился на съезде в Карсуне, остальные члены совета были разогнаны, и повстанцами была учреждена «Народная организация» во главе с кулаком Ерофеевым.
В с. Мухине Каргинской волости во время восстания совет был разогнан, председатель Федоров был преследован и скрывался. Работа совета удовлетворительна: все распоряжения и декреты проводились в жизнь.
Говоря о причинах разразившихся восстаний, нельзя умолчать о том, что советские работники на местах недостаточно умело проводят в жизнь декреты и постановления и тем самым возбуждают недовольство в массах. Необходима реорганизация советов. Упрекать же повстанцев в кулачестве не приходится, так крестьяне восставших селений в подавляющем большинстве по имущественному состоянию середняки, кулаков на каждое село в среднем не более 5 - 10 человек. В подтверждение изложенного следует сказать, что сепаративных выступлений ни в одном из упомянутых сел не было, а восстание в каждом селе возникало только под давлением и угрозами соседей. Перечисляя все [192] объективные причины восстаний, полагаю, что самая главная из них - это темнота и невежество, унаследованные от старого «доброго» времени. Крестьяне не могут дать себе отчета в том, что творят в такой тяжелый момент, социального строительства. На массы не было достаточно пролито света. Где ни спросишь, были ли у вас агитаторы? Отвечают: «Нет» или «Был как-то раз». Ни в одном из восставших сел не велось партийной работы, никто должным образом не позаботился о поднятии в крестьянских массах революционной сознательности. Беднота и среднее крестьянство только и слышат живое слово в деревне от богатых мужиков да попов, которые до настоящего времени благополучествуют в темных норках, спекулируя на каких угодно человеческих чувствах.
К предупреждению крестьянских восстаний, а равным образом для облегчения социального строительства страны необходимо широко развить агитацию среди крестьянства самыми лучшими силами, одновременно с этим строить на местах политические органы и просветительные кружки, которые бы заботились о дальнейшем воспитании народа.
Заканчивая свой доклад, не могу умолчать о вопиющих поступках красноармейцев по отношению к населению. Вот факт: в с. Мухине у гр[ажданки] Федоровой красноармейцы забрали из квартиры: брюки, женские ботинки, мандолину, кусок мыла и патронтаж. В таких случаях ничем не оправдаешь преступных поступков красноармейцев.
Со стороны действий попов, в смысле их причастности к восстанию, могу показать со слов пострадавшего советского работника, гр[ажданина] с. Вешкаймы Василия Лапшина, что поп с. Араповки призывал народ к расправе над арестованными коммунистами.
Полагаю, что для привлечения виновных будет создан особый следственный орган, который сможет установить как безобразия красноармейцев, так равно и причастность контрреволюционной сволочи в подстрекательстве масс к восстанию[1].
Коммунист М. Стерягин
[1] На документе имеется помета: «След[ственный] материал».
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 191 - 193.
Комментарии |
|