История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
г. Симбирск
16-го сего месяца я получил назначение выехать в район Майна - Инза для ведения агитации среди населения восставших деревень, а также и по организации советов. В этот же день я выехал с другими товарищами, назначенными [189] также в этот район. По прибытии на ст. Майна мы разбились на две группы: два человека остались на ст. Майна для агитации в районе Поповской волости и три человека - я, тт. Истомин и Спирягин, отправились дальше - на ст. Чуфаровка. Ввиду того, что перед нами были уже восставшие села и деревни, то отправляться туда трем человекам с целью агитации не имело смысла, так как оттуда поступали сведения, что толпа начала зверскую расправляться с советскими работниками и с коммунистами.
Поэтому мы решили отправиться в эти деревни вслед за войсками.
На следующий день, по взятии нашими войсками дер. Березовки, мы отправились туда. По прибытии в дер. Березовку мы прежде всего постарались найти председателя разогнанного совета. При опросе его мы выяснили следующее. Совет был разогнан кулаками, председатель арестован и избит, на его место был назначен кулак, который бежал по взятии деревни Красной армией; книг и печатей совета не оказалось, поэтому выяснить что-либо о работе совета не удалось. По рассказам председателя и некоторых граждан о восстании, было заявлено, что восстанием руководили местные кулаки, которые также бежали, а частью были уже расстреляны. Население шло под давлением массы других деревень и под угрозой расстрела за отказ, неповиновения так называемой «Крестьянской Народной Армии». Ввиду того что часть населения была взята на работу (на починку ж[елезно]д[орожного] моста), а часть находилась дома, прячась по закоулкам, вследствие его деморализации, - митинг устроить в этом селе не удалось.
На следующий день мы отправились в с. Соплевку. В Соплевке также митинга устроить не удалось вследствие отправления населения на работы.
Совет этой волости был разогнан, а некоторые члены совета участвовали в восстании и были уже расстреляны. Книг и печатей не было. Мы назначили временного председателя и членов для ведения работы совета. Председатель и члены - бедняки, которых старый совет хотел уничтожить вследствие их сознательности.
В селах Котяковка, Мухино, Каргино, Озерки, Вешкайма, Вырыпаевка и Ховрино - советы на местах.
Часть из этих председателей были арестованы восставшими и приговорены к смерти (председатели Мухинского, Каргинского (коммунист) и Вырыпаевского (сектант) советов).
Митинги были устроены в селах: Мухино, Соплевка (для гражд[ан] дер. Озерки), Вешкайме и Ховрино.
Общее впечатление таково: народ всех этих деревень настолько темен и незнаком с деятельностью Советской власти, что не приходится удивляться о всем происшедшем. Ибо эта темная масса знает о Советской власти только то, что она отбирает излишки хлеба, мобилизует скот, собирает чрезвычайный налог и т.д. Но для какой цели все это делается - она не знает.
Агитаторов не было и нет, разъяснить по всем этим вопросам было некому, и, пользуясь всем этим, кулаки и белогвардейцы воспитывали эту массу в своем духе. Поэтому необходимо обратить на это особенное внимание и по возможности направить в эти места агитаторов, которым они особенно рады.
Все сведения о работах советов предоставит т. Спирягин, который их и собирал.
Ястребов
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 189 - 190.
Комментарии |
|