История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

Совершенно секретно

Уважаемый товарищ.

В сознании всей серьезности военного и политического положения, создавшегося в средней и южной части Восточного фронта, я решаюсь привлечь к нему сугубое Ваше внимание. Я не стану касаться положения дел самого фронта в уверенности, что оно Вам известно хорошо. Скажу лишь, что в полученным мною донесениям от лиц, заслуживающих полного доверия, 5-я армия[1] почти утратила боеспособность. Полки ее откатываются при первом натиске противника и сразу очищают большие пространства. В штабе армии (5-й) высказывали опасения за возможность отхода к Самаре и Симбирску. Этим все сказано. Перехожу к характеристике положения положения ближайшего тыла армии - губерний Самарской, Симбирской, Уральской и Оренбургской. Здесь полное неблагополучие; тыл шатается.

8 марта вспыхнуло крестьянское восстание в уездах Самарском, Сызранском, Селигаличевском[2], Ставропольском и Мелекесском. В ночь с 10 на 11 марта была произведена попытка поднять таковое в самой Самаре. Взбунтовался 175-й полк; разбив артиллерийские склады и разобрав бывшие там берданки, он пытался поднять другие части и в первую очередь инженерный батальон моей (4-й) армии. Призыв успеха не имел и к 3 часам утра дело было ликвидировано. В уездах к настоящему времени восстания тоже ликвидированы. Центр восставших - Ставрополь, взят 13 марта, а к 16-му заняты последние очаги восстания. Движение носило массовый и организованный характер. Целью его ставлено овладение городами Самарой, Сызрань, Ставрополь. Руководители имели связь с колчаковцами и ими восстание, несомненно, было приурочено к моменту решительного удара, подготовленного и нанесенного Колчаком в районе Уфа - Бирск. Восстание шло под лозунгами «Да здравствует Советская власть на платформе Октябрьской революции!», «Долой коммунистов и коммуны!». В городах, волостях и селах сформированы волостные «военно-революционные» штабы. При подавлении движения убито, пока по неполным сведениям, не менее 1000 человек. Кроме этого, расстреляно свыше 600 главарей и кулаков. Село Усинское, в котором сначала [151] был истреблен целиком отряд в 170 человек, сожжено совершенно. Движение выросло на почве недовольствия экономическими тяготами и мероприятиями. А в силу несознательности населения было направлено и использовано должным образом. Сейчас все успокоено, но, конечно, лишь наружно. Т[аким] о[бразом] ближайший тыл армии неустойчив и артерии Советской Республики снова угрожает смертельной опасностью.

В Уральской области, с военной точки зрения, дела хороши, но советская работа не налаживается. Нет ни одного крупного ответственного работника и нет никакой системы и планомерности в работе. И в Уральской, и в Оренбургской губерниях политика наша является особенно ответственной, тогда, как носители ее не на высоте задачи. В Оренбургской губернии, например, наряду с каскадом экономических и финансовых мероприятий, вызвавших брожение даже в среде рабочих, были допущены такие вещи, как неприятие своевременно мер к разоружению казаков, разошедшихся по станицам с оружием.

Учитывая всю серьезность обстановки, мною намечено следующее: 1) Все губернии, входящие в сферу влияния Ревсовета Южной группы Востфронта[3] (армии - 4-я и Туркестанская[4], штаб - Самара), т. е. Самарская, Уральская, Оренбургская и Тургайская, ставятся в непосредственное подчинение Ревсовету группы не только в военном, но и вообще гражданском отношении.

2) Ревкомам и исполкомам указанных областей и губерний будет предписано выполнять все распоряжения Ревсовета группы без всяких промедлений и сношений с Центром.

3) Ревкомам - Уральскому, Оренбургскому и Тургайскому отданы распоряжения готовить аппараты к объявлению мобилизации иногороднего населения, а также конской.

Примечание: Мобилизацию считаю крайне полезной и выгодной и с военной, и политической точки зрения, но, к сожалению, до сих пор на мои неоднократные обращения через Востфронт ответа нет.

4) В случае необходимости военные запасы Самарской губернии будут использованы уже вне всяких плановых нарядов для скорейшей организации вооруженных сил.

Для придания всем этим частью помещенным, частью рекомендуемым мероприятиям должного авторитета необходимо предоставление Центром указанных прав Реввоенсовету Южной группы. Должен отметить, что Ревсовет Южной группы (он же Р[ев]с[овет] 4-й армии) Реввоенсоветом Республики не утвержден, а существует лишь на основании директив Востфронта. Этого, на мой взгляд, недостаточно и необходим соответствующий закрепляющий приказ Ревсовета Республики.

В отношении роли Центра считаю безусловно необходимым немедленное командирование в указанные районы и в самые армии достаточного числа опытных работников. Это относится как к общегражданским учреждениям, так и к чрезвыкомам и особотделам. Последние (чрезвыком) непростительно проворонили подготовку восстания, ведущегося, как это видно из сделанного мне сегодня начальником карательных отрядов доклада, планомерно и довольно открыто уже давно.

Положение дел в настоящее время, я считаю, очень серьезно. Но в то же время уверен, что если Центр в достаточной мере серьезно оценит его и примет соответствующие меры, то всякая опасность нами будет избегнута. С товарищеским приветом.

Командарм-4 и член ВЦИК [М. В. Фрунзе]

P. S. В случае санкционирования Центром существования Ревсовета Южной группы как таковой, я бы убедительно просил командировать в свое распоряжение кого-либо из ответственных работников. Мог бы назвать члена [152] ЦИК Любимова, находящегося в отпуске в Москве и, насколько мне известно, ничем не занятого.

2. P. S. Главная опасность для армии от неустойчивости ближайшего тыла заключается в составе большинства полков. Они состоят на ¾ из уроженцев Самарской губернии и известие о крестьянских волнениях, конечно, отзовется скверно. Было бы крайне желательно решительно порвать с системой местных пополнений.

[1] 5-я армия создана директивой командования Восточного фронта от 16 августа 1918 г. из войск Казанского участка. В 1918 - 1920 гг. входила в состав Восточного фронта. Вела активные боевые действия против основных сил колчаковской армии, вплоть до ее окончательного разгрома в начале 1920 г. В дальнейшем части армии принимали участие в ликвидации остатков белогвардейских отрядов в Сибири и в борьбе с повстанческим движением сибирского крестьянства, а также в разгроме вооруженных отрядов барона Унгерна в Монголии. Расформирована приказом РВС Республики от 6 сентября 1920 г.

[2] Так в тексте (видимо, имеется в виду Сенгилеевский).

[3] Южная группа армий Восточного фронта создана директивой РВС Восточного фронта от 5 марта 1919 г. с задачей окончательного освобождения Урала от колчаковских войск и последующего наступления на Туркестан. Вела бои против белоказаков и колчаковских войск на самарском, оренбургском и уральском направлениях. 15 августа 1919 г. группа была преобразована в Туркестанский фронт.

[4] Речь идет о Туркестанской армии, созданной директивой командования Восточного фронта 5 марта 1919 г., которая входила в состав Южной группы Восточного фронта. В марте - апреле 1919 г. вела бои с белоказаками в районе Оренбурга, с конца апреля участвовала в контрнаступлении Восточного фронта - в Бугурусланской, Белебеевской и Уфимской операциях. Расформирована в июне 1919 г.

Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 151 - 153.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."