История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
№ 4082/395
Москва, Кремль, Ленину, Свердлову
Восстание крестьян Симбирской губернии началось 5 марта в с. Бектяшка Сенгилеевского уезда Симбирской губернии, почти одновременно возникли восстания в Мелекесском и Сызранском уездах, несколько позже в Симбирском. Существует несомненная связь с событиями на фронте. Восстание носит все следы организованности. Руководят им, по слухам, бывшие офицеры полковник Павлов, полковник граф Орлов, генерал Бердичев. Есть сведения, что по[д] одним документам имеется подпись бывшего секретаря правых эсеров, но чувствуется присутствие левых эсеров. Организации восставших иногда называются «Блоком трудового крестьянства», иногда «Крестьянским союзом»[1], «Крестьянской секцией» и так далее. Все лозунги сводятся к одному: «Долой коммунистов. Да здравствует Советская власть». В протоколе собрания крестьян Поповской волости говорится так: «Долой от власти Советов партию коммунистов», - и далее - «Всеми силами обязываемся поддерживать нашу власть Советов, возглавляемую партий большевиков». Чувствуется, [144] что кто-то путает понятия. Из приведенной цитаты видно, что идея власти Советов крепка. Совершенно ясно из всего имеющегося в нашем распоряжении материала, что, несмотря на явное присутствие злой контрреволюционной агитации, восстание сделалось возможным только благодаря тому, что было подготовлено безобразной деятельностью местных организаций, как советских, так и партийных.
Безобразия, которые происходили в Симбирской губернии, превосходят всякую меру. При взимании чрезвычайного налога употреблялись пытки вроде обливания людей водой и замораживания. Губернские организации смотрели на это сквозь пальцы. При реквизиции скота отнимали и последних кур. В нашем распоряжении есть теперь уже обширный материал о Сенгилеевском уезде, где председатель уездного комитета партии участвовал, будучи членом ЧК, в десятках избиений арестованных и дележе конфискованных вещей и прочее. Партийная организация была теплой компанией грабителей, разбойников, белогвардейцев.
Необходимо образование следственной комиссии с представителями ЦК и ВЦИК для обследования всех советских и партийных организаций Симбирской губернии. Виновники должны быть беспощадно наказаны. Восстание везде ликвидировано. Нами образовано агитационное бюро из представителей губкома и уездкома партии, агитпросвета[2], губвоенкома и политического отлела Востфронта. Фактическое руководство наше. Издаем листки, рассылаем агитаторов, сил мало, просим подкрепления из Центра [в] большом количестве хорошего качества[3].
Завполитотдвост Теодорович
Член Ревсоветпа Востфронта С. Гусев
[1] Крестьянские союзы (союзы трудового крестьянства) - массовые беспартийные крестьянские организации, возникшие стихийно во многих регионах России и принимавшие участие в крестьянском движении на протяжении 1918 - 1922 гг. Впервые организация «Всероссийский Крестьянский союз» (ВКС) возникла в 1905 г. как разновидность профессионального союза, но она не предъявляла крестьянства и была по существу инициативной группой народнической интеллигенции. После Февральской революции 1917 г. ВКС был снова декларирован в Москве, но не имел влияния не имел влияния и не действовал. После Октябрьской революции ВКС самоликвидировался, а его руководители и фактически единственные деятели (С. П. Мазуренко, П. А. Агеев, А. С. Белоусов и др.) разъехались по незанятым большевиками районам России и там присоединились к уже существующим политическим движениям, не пытаясь создать массовые крестьянские организации или участвовать в повстанчестве.
В советской историографии утвердилась ошибочная точка зрения о связи крестьянских союзов 1918 - 1922 гг. с деятельностью партии эсеров. В действительности, эсеры выступали против создания крестьянских союзов, поскольку, по их мнению, организация крестьянства должна была строиться на почве политической программы, а не на почве ограниченных крестьянских интересов. Когда же в 1920 г. партия эсеров приняла решение создать крестьянские союзы, то неожиданно для себя обнаружила их давно существующими на местах. Но оставаясь на платформе, разработанной еще в 1917 г., партия не влилась в имеющиеся крестьянские союзы, а начала создавать свои. Поэтому, например, в Тамбовской губернии, существовали два разных крестьянских союза: эсеровский и независимый, которым руководил А. С. Антонов (Исследование новейшей русской истории. Вып. 3. Урал и Прикамье, ноябрь 1917 - январь 1919: Док. и мат. Париж, 1982. С 57, 473 - 475).
[2] Речь идет о системе агитационно-просветительской работы Советской власти среди населения. Она включала в себя действовавшие на местах агитационно-просветительские пункты, агитпароходы и агитпоезда. Система агитпунктов была создана постановлением Совета обороны от 13 мая 1919 г. Для управления и идеологического руководства ими при Наркомате просвещения действовала Межведомственная коллегия, позднее преобразованная в самостоятельный аппарат управления. Агитпросветы создавались обычно в узловых пунктах железных дорог и водного транспорта, где скапливалось много населения и воинских частей. Агитпросветы распространяли среди населения литературу, проводили беседы, митинги, лекции. При этом широко использовались плакаты, карикатуры, стенные и устные газеты, агитпьесы и т. п.
[3] Резолюция В. И. Ленина на телеграмме: «В Президиум ЦИК. Прошу непременно назначить людей и комиссию».
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 144 - 145.
Комментарии |
|