История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

Доклад комиссии, посланной губисполком в Керенский уезд, был заслушан на заседании Пензенского губкома партии (протокол № 3).


Доклад т. Полякова и т. Малюткина

о действиях членов Сергиево-Поливановского совета,

учинивших избиение при взимании чрезвычайного налога

По собранным документальным сведениям, Сергиево-Поливановская волость населена кулаками, середняками (незначительным числом), бедняками. Во время Моршанского кулацкого мятежа Сергиево-Поливановская волость проявила несколько мелких выступлений против Советской власти, что местный совет в объединенном заседании с ячейкой коммунистов заставил[о] объединить и соорганизовать вокруг совета местную бедноту.

В декабре месяце Поливановский волостной совет, получив предписание уезда о выполнении наряда по заготовке сена для Центра, приступил к выполнению предписания, но, когда было приступлено к реквизиции сена, население во главе с кулаками оказало сопротивление совету, и кулаки по общему уговору с середняками ни за что не хотели отдать имеющейся у них излишек сена совету. Местный Поливановский совет, учитывая создающееся положение, из объединенной бедноты организовал боевую дружину в числе 40 человек, с помощью которых выполнил наряд упродкома о заготовке сена.

С этого момента население Поливановской волости, за исключением бедноты, стало относиться к совету враждебно. По адресу членов исполкома стала сыпаться ругань, угрозы и грязь. При раскладе чрезвычайного налога совет и комиссия руководствовались декретами Совнаркома. Раскладка производилась беднотой, которая явилась в комиссию при участии уездного представителя финотдела. Кулачьи спекулянты, получив повестки, в которых указывалась сумма возложенного на них налога, собрали свое собрание, на котором постановили, т.е. решили не платить ни одной копейки. Инициаторам[и] и руководителями этого собрания были братья Смагины. Местный волостной исполком и комиссия по разверстке чрезвычайного налога стали бороться с неплательщиками налога, т.к. частое напоминание Центра о скорейшем проведении в жизнь чрезвычайного налога в душе пролетариев порождало одно чувство - «во что бы то ни стало, но налог нужно взыскать». По отношению к [140] неплательщиками были приняты меры арестов, а когда последние оказали сопротивление, то к ним были применены кулачные побои. Из произведенного расследования выяснилось, что побои применены к неплательщикам, [и] были вызваны потерпевшими, ибо они угрожали членам исполкома веревками, т.е., когда придут белогвардейцы, то они, кулаки, будут с членами исполкома рассчитываться.

В трехдневный срок со дня арестов неплательщиков налога от них было взыскано 110 000 руб.; тех, которые сделали взнос и обещались по частям уплачивать налог, члены раскладочной комиссии и местный исполком освобождали из-под ареста, а отказывающихся уплачивать отправляли в уездную тюрьму.

Неплательщики, получившие побои, обратились к председателю уездного исполкома т. Воронину с просьбой оказать помощь и прекратить побои. Тут же было назначено освидетельствование избитых и на место в С[ергиево]-Поливаново послана следственная комиссия. Свидетельствованием врачей было установлено, что нанесенные побои относятся к легкому избиению и никакой опасности для жизни пострадавших не угрожает. Следственная комиссия произвела дознание о свершившемся преступлении, выяснила часть виновных, о чем сделала доклад исполкому. Потерпевшие, не удовлетворившись принятыми мерами исполкома, обратились с просьбой к Тутолмину Михаилу Сергеевичу (бывш[ий] сын помещика, сочувствующий эсерам), чтобы последний написал им куда-нибудь в высшую инстанцию жалобу на действие членов исполкома Поливановского совета. Последний всем являющимся просителям стал писать жалобы во все губ[ернские] учреждения и, как выяснилось следствием, писал, преувеличивая степень нанесенных побоев, что вызвало бурю негодования против волостного исполкома со стороны членов губисполкома.

Была губисполкомом послана следственная комиссия - т. Эберзнин и т. Сушков, которые, явившись в г. Керенск к председателю исполкома, потребовали человек 15 вооруженной силы для ареста членов исполкома С[ергиево]-Поливановского совета. Тов. Воронин объяснил им, что для того, чтобы их арестовать, не требуется такой силы, их могут арестовать один или два члена исполкома, после чего были для ареста командированы два члена исполкома в Поливаново - т. Софронов и т. Туманов, которые в присутствии Эберзнина и Сушкова потребовали от членов Поливановского исполкома все оружие и объявили им, что они арестованы.

Никакого сопротивления арестованные не оказывали и, когда их рассадили по повозкам на лошадей, то они, поехав в тюрьму, запели «Марсельезу»,  а затем  марш «Дружно, товарищи, в ногу!..» Кулаки торжествовали и семьям арестованных стали угрожать словами: «А с вами разделаемся».

Когда арестованные просили т. Эберзнина допросить их, то Эберзнин объяснил: «Допросим Вас после». В тюрьму были заключены до допроса.

Следствие производили без участия представителя от уезда и волости, вполне самостоятельно, причем напирали на полномочие, сказанное в мандате от губисполкома. Из дела видно, что следствие, произведенное т. Эберзниным и т. Сушковым, имеет пристрастный характер. На основании вышеизложенного мы находим:

1) Члены исполнительного комитета Поливановского совета: Субботин, Ткачев, Богатырев, Николай и Владимир Дьячковы, Андрей и Степан Лысенковы, Романов и Сергей Сорвилин, ныне содержащиеся под стражей в керенской тюрьме, совершили преступление по должности и за такие побои должны судиться судом революционного трибунала, причем побои, нанесенные неплательщикам налога, были вызваны действиями самих же потерпевших. [141]

2) Тутолмин Михаил Сергеевич должен быть привлечен за ложные слова в жалобах, что потерпевшим было нанесено несколько увечий, выражающихся в переломах ноги, руки и пр[очего], т.к. потерпевшие отказываются от таковых слов, объясняя, что эти слова того, кто писал жалобы.

3) Никаких разбойничьих шаек в Керенском уезде в волостных советах нет, а есть советские работники, поддерживающие вековые требования мирового пролетариата.

4) Весь поднятый колокольный звон о[б] истязаниях есть ни что иное, как провокация и дискредитирование реноме советских работников.

5) После произведенного расследования действия исполкома Керенского совета комиссия находит правильными и организованными по руководствам декретов Совнаркома.

В заключение, мы, комиссия губисполком[а] - т. Поляков и т. Малюткин, ходатайствуем об изменении меры пресечения в отношении ныне арестованного Поливановского совета, а именно - освободить из-под стражи арестованных, а дело направить в губ[ернскую] следственную комиссию революционного трибунала для дальнейшего окончательного производства и передачи к слушанию в революционный трибунал, ибо содержание их под стражей вносит в жизнь деревни и вообще в жизнь Керенского уезда большую дезорганизацию, и кулачье чувствует себя в ликующем настроении, ощущая победу над беднотой деревни, которая в данное время подпала под влияние кулаков[1].

Члены комиссии


[1] По докладу было принято решение «о необходимости как можно чаще и боль­ше посылать в Керенский уезд партийных работников» (там же, с. 39 об.).

Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 140 - 142.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."