История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Председательствует т. Гумов при секретаре т. Телегине.
На заседание прибыли 21 член гуьбисполкома и член Президиума ВЦИК[1] Теодорович.
1. Доклад особой губернской ревизионной комиссии.
Тов. Захаров (председатель комиссия) доказывает, что 10 февраля был уполномочен губисполкомом быть председателем Особой ревизионной комиссии по расследованию действий при взыскании чрезвычайного революционного налога. Комиссия эта должна была состоять из 5 человек, но в действительности состояла только из 4 человек, так как отсутствовал представитель от губернского комитета партии коммунистов. От финансового отдела должен был войти в комиссию податной инспектор, но почему-то вместо него вошел секретарь подотдела налогов и пошлин.
14 февраля комиссия выехала в Карсун. На пути следования поверхностно знакомилась с взысканием налога, хотя без санкции уездного исполкома ничего не делалось. 16 февраля комиссия прибыла в Карсун и в первую очередь ознакомилась с составом уездной комиссии по налогу. Раскладка по Карсунскому уезду производилась по группам, на уезд налог был наложен в сумме 20 миллионов рублей, собрано же до 7 миллионов. Заведующий уездным финансовым отделом заявил, что ни от одного бедняка или середняка жалоб не поступало, были подаваемы жалобы только со стороны кулаков и указываемые последними факты не подтвердились.
По Алатыскому уезду раскладка налога была проведена правильно. На уезд было наложено 14 миллионов руб. и на город 16 миллионов руб. Собрано с уезда до 8 миллионов руб., а с города 70 000 руб. ввиду того, что по городу идет перераскладка. Со слов председателя уездного исполкома, никаких жалоб не поступало и, не имея материала, комиссия не могла [их] рассматривать.
По Ардатовскому уезду раскладка также была проведена правильно.
При незаконных действиях по взысканию налога виновные привлекались к ответственности.
В дальнейшем, если только комиссия будет существовать, то настоящий ее состав будет бесполезен и туда необходимо взять лиц, знакомых с делопроизводством и со следственным делом.
Тов. Гольман говорит, что налог должен быть собран к 15 января, я и Народный комиссариат финансов каждую неделю напоминает о важности собрать налог, указывая, что налог должен быть собран во чтобы то ни стало. Необходимо установить, если бы репрессии при взыскании налога по отношению к беднейшему и среднему населению, то, конечно, виновных в этом следует привлечь к ответственности. Он предлагает вынести постановление: 1) что комиссия должна быть не информационной, а должна обладать большими полномочиями в области административной и следственной, дабы она могла в каждом отдельном случае расследовать дело и 2) влить в эту комиссию представителей от губернской чрезвычайно-следственной комиссии и от губернского комитета партии коммунистов-большевиков. [93]
Тов. Малаховский говорит, что собрать налог в 225 миллионов в течение 15 дней, конечно, невозможно, тем более не были указаны объекты платежников.
Тов. Швер говорит, что если мы не будем посылать комиссию для дальнейших расследований, то тем самым мы беднейшее население сильно отклоним от нашей стороны.
Тов. Теодорович заявляет, что главной задачей Центра при издании декрета о налоге было произвести раскол между беднейшими и кулацкими элементами[2]. Посылать комиссию для расследования обязательно нужно.
Тов. Варейкис предлагает прения по этому вопросу прекратить, так как в принципе все наши мнения сходятся к одному, и вынести постановление: все протоколы особой ревизионной комиссии передать на рассмотрение президиума губисполкома с тем, чтобы при обнаружении фактов репрессий комиссия должна расследовать на месте и виновных привлечь к ответственности, в дальнейшем же вести политику согласно указаний Центра. Комиссия должна выезжать только по обнаружении факта применения репрессий.
Голосованием прения прекращаются.
Тов. Захаров в заключительном слове настаивает на усилении состава комиссии и предлагает все функции по привлечению к ответственности передать в губернский революционный трибунал и опубликовать об этом населению для сведения.
При взыскании налога с семей красноармейцев действовать согласно последнего декрета наркомфин Крестинского.
Тов. Гимов ставит на голосование предложение т. Ваврейкиса и таковое принимается.[1] Президиум ВЦИК - исполнительный орган ВЦИК, действовавший между его заседаниями и подотчетный ему. 15 ноября 191 г. ВЦИК было принято постановление «Об организации ВЦИК», в котором определялось, что Президиум ВЦИК готовит материалы к заседаниям, наблюдает за исполнением постановлений ВЦИК, руководит работой его отделов. Функции Президиума были расширены 7-м Всероссийским съездом Советов 9 декабря 1919 г.: Президиум вносил проекты декретов и постановлений на Пленум ВЦИК, вел сношения от имени ВЦИК, рассматривал ходатайства о помиловании и утверждал награждения, между пленумами ВЦИК мог утверждать постановления СНК. Формировался Президиум по норме: 1 член Президиума от 25 человек ВЦИКа (Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия. М., 1983. С. 471).
[2] Согласно пар. 6 Декрета об единовременном чрезвычайном революционном налоге, принятого ВЦИК 30 октября 1918 г., раскладкой налога по группам населения ведали местные органы власти (комбеды, Советы). В нем говорилось: «Комитеты бедноты, сельские, волостные и городские Советы составляют списки лиц, которые подлежат обложению единовременным налогом и производят раскладку причитающихся на селение (поселок) или город сумм налога между плательщиками сообразно общему имущественному положению и доходам каждого лица. Раскладка эта производится таким образом, чтобы городская и деревенская беднота были совершенно освобождены от единовременного имущественного налога, средние слои были обложены лишь небольшими ставками, а всей своей тяжестью налог пал на богатую часть городского населения и богатых крестьян» (Декреты Советской власти. Т. 3. М., 1964. С. 467).
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 93 - 94.
Комментарии |
|