История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
1. Как смотреть на существующую в с. Мертовщины местную Советскую власть, избранную одной коммунистической ячейкой без согласия целого общества? И законна ли она?
Ответ на 1-й вопрос. Существующую в с. Мертовщины власть, как избранную одною только коммунистической ячейкой, считать избранной незаконным образом, так как избирательная комиссия, лично ими избранная из себя же по их усмотрению из 10 ч[еловек], одного без ведома граждан с. Мертовщины, т. е. коммунистической ячейкой было заявлено целому собранию, что избирать местную власть есть только их дело, что ими и было сделано.
2. Имела ли юридическое право эта слишком малая ячейка, состоящая из 8 человек, собрав все общество на заседание в здании нашей местной школы, лишать право голоса только по своему усмотрению, а не с ведома общего собрания граждан, как, например, было дело при избрании настоящей сельской власти?
3. Имела ли такое ячейка право грозить расстрелом тех лиц, кои не примыкают к оной?
По 2-му и 3-му вопросу. Коммунистическая ячейка ни в коем случае не имела законного права лишать граждан права голоса по своему усмотрению и тем более изгонять из здания. По третьему вопросу - тем более она не имела права грозить расстрелом лицам почему-либо ей несочувствующим. Об этом возмутительном поступке, унижающем Советскую власть народных комиссаров, довести до сведения Городищенского уездного совета.
4. Имела ли законное основание на то местная власть, состоящая под председательством [...][1], скрывать от общества декреты Совета Народных Комиссаров и в особенности пропечатанное в одном из ближайших номеров «Известий Всероссийского ЦИК» за февраль месяц сего 1919 г. письмо к крестьянам (середнякам) товарища Троцкого[2], в котором курсивом напечатано, что Совет[ская] власть не принуждала и не собирается принуждать крестьян (середняков) насилием переходить к коммунистическому строю ведения сельского хозяйства.
По 4-му вопросу. Декреты Совета Народных Комиссаров[3] ни в коем случае не должны храниться в тайне от общества, общество было бы весьма благодарно местному совету за [их] обнародование. Если бы местный совет вовремя [их] обнародовал, в частности письмо товарища Троцкого к крестьянам (середнякам), то вспышки, имевшей место 16 февраля с. г., ни в коем случае не было бы[4].
5. Имела ли [право] наша местная власть, состоящая под председательством К. Лапшова, уничтожать без ведома общества двух быков-производителей. Причем, часть мяса в количестве 1 п. 20 ф. была куплена семейством [72] члена Городищенского уездного производственного отдела Ивана Николаевича Евстифеева.
По 5-му вопросу. Уничтожать племенной скот и притом без ведома общества совет не имел никакого права, а член уездного продовольств[енного] отдела т. Евстифеев, как более других осведомленный в разборке постановлений правительства, касающихся этого предмета; он то обязан был в свое врем донести об этом случае кому следует, так как мы, гражд[анне], часто видели т. Евстифеева дома и, следовательно, [он] должен знать об этом факте.
6. Имела ли закономерное действие наша власть в лице председателя Лапшова, как было, например, 22 февраля, когда он, при опросе порайонным старшим милиционером Марышевым гражданина Лазаря Агафонова о выяснении цели собрания, состоявшегося 17 февраля, тот случай, когда он, Лапшов, угрожал выстрелом из револьвера, приставив его к груди Агафонова, причем со стороны старшего милиционера не было принято никаких мер к предотвращению могущего быть выстрела. Замечание Лапшову на его противозаконный поступок последовало только со стороны младшего милиционера.
По 6-му вопросу. Противозаконный поступок председателя совета Лапшова с гражд[анином] Лазарем Агафоновым признать позорным - выразить через председателя настоящего собрания от лица всех граждан с. Мертовщины ему, Лапшову, презрение, в корне осудить его. Младшему милиционеру, сделавшему замечание Лапшову, выразить благодарность, а старшему - т. Мурашову порицание за его неприятие мер предосторожности, донести об этом Городищенскому уездному совету.
7. Выяснить вопрос, имеет ли законное право наша сельская власть умалчивать о сметном назначении волостных расходов и приводить без ведома целого общества самую раскладку их, что в свою очередь вынуждает нас ходатайствовать о выделении нашего общества из состава Чемодановской волости и о присоединении нас к Лопуховской.
По 7-му вопросу. Ходатайство перед Городищенским уездным советом о выделении граждан с. Мертовщины из состава Чемодановской волости и о присоединении их к Лопуховской по той причине, что наша местная власть без ведома общества производит личное назначение волостных расходов с раскладкой, не отдавая при этом отчета обществу, признать справедливым.
8. Имеет ли право председатель Лапшов самовластно отбирать мясо у граждан с. Мертовщины, как, например, имел место случай одобрения его у гражданина Дмитрия Пищулина.
По 8-му вопросу. Допросить гражд[анина] Дмитрия Пищулина, в каком количестве отобрано у него председателем совета Лапшовым мясо, и, по выяснениб, обязать его, Лапшова, уплатить Пищулину стоимость его в двойном размере, донести Городищенскому уезд[ному] совету.
9. Имеет ли законное право председатель местного совета Лапшов запрещать причту села выяснить причину вспышки, имевшей место 16 февраля с. г. со стороны некоторых граждан нашего общества, в настоящее время арестованных и находящихся в Городищенской уездной тюрьме.
По 9-му вопросу. Вспышка некоторых граждан с. Мертовщины, имевшая место 16 февраля с. г., была вызвана исключительно жестоким отношением местной власти ко всем лицам с. Мертовщины. Всякое свободное слово было подавляемо как местным советом, так и членами местной коммуны. Лишение [граждан] прав подачи голоса и изгнание их [с] собрания, несправедливая раскладка чрезвычайного налога, грубое и дерзкое ко всем отношение со стороны местной власти, несправедливые обвинения по голословному доносу, запугивание, угроза расстрелом и другие ужасы - вот те причины, кои послужили [73] к вспышке. Если бы местная власть была гуманнее и человечнее относилась ко всем нам, то с уверенностью думаем, что и не было бы того печального случая, как день 16 февраля.
Об арестованных взойти особым прошением в Городишенский уездный совет о взятии их на поруки[5].
Примечание к 1-му ответу. Избирательная комиссия была составлена из одних коммунистов, которых насчитывается в с. Мертовщины 8 человек. Комиссия эта решила произвести перевыборы совета, из каждого десятка наличного населения прихода выбрать по одному выборщику. Так как в с. Мертовщины насчитывается 1200 с небольшим душ, то в число выборщиков должно бы попасть не менее 120 челов[ек]. На самом же деле их оказалось не более 30 - 35 человек. Недостающее число 85 - 90 чел[овек] никем не были замечены, что мы считаем противозаконным.
Председатель собрания Синичкин
[1] Слово неразборчиво.
[2] 7 февраля 1919 г. в «Известиях ВЦИК» было опубликовано «Письмо к крестьянам-середнякам» Наркома по военным и морским делам Л. Д. Троцкого. Это был ответ на опубликованное газетой 2 февраля 1919 г. письмо крестьянам Г. Гулова, в котором содержалась просьба к редакции разъяснить середнякам и деревенской бедноте - есть ли разница между политической позицией В. И. Ленина и Л. Д. Троцкого. Г. Гулов сообщил редакции, что, по мнению крестьян, Ленин и Троцкий «не ладят» между собой. Они считают, что Ленин стоит за середняков и «не велит у них отбирать хлеб и облагать их налогом». В то же время Троцкий является их врагом, поскольку «формирует Красную армию из бедноты и посылает ее отбирать хлеб у крестьян-середняков». Г. Гулов указал, что крестьяне «стоят горой» за Ленина и если Троцкий объявит им войну, они все выступят за него и «хлеб повезут для его армии» (Известия ВЦИК. 1919. 2 февраля. № 24).
В своем письме Троцкий заявил: «Товарищи крестьяне! Я принадлежу к той же партии коммунистов, руководителем которой является тов. Ленин. Мы оба входим в Центральный Комитет этой партии. Все вопросы, касающиеся продовольственной, военной или иной области, обсуждаются всегда в Центральном Комитете, под руководством которого идет работа во всех ведомствах Советской Республики. В вопросе об отношении к крестьянам-середнякам у меня нет никаких разногласий с тов. Лениным» (Известия ВЦИК. 1919 7 февраля. № 28).
Далее он изложил основные положения продовольственной политики Советской власти, указал на ее неизбежность, предостерег крестьян от опрометчивых шагов, на которые их толкают эсеры.
15 февраля 1919 г. в тех же «Известиях ВЦИК» (№ 35) было опубликовано письмо В. И. Ленина «Ответ на запрос крестьян», в котором «целиком» подтверждалось заявление Троцкого. Со своей стороны Ленин подтверждал: «Никаких разногласий у нас с ним не имеется...». Затем разъяснял политику по отношению к крестьянам-середнякам и необходимость продовольственной разверстки (Ленин ВЦИК. 1919. 26 апреля. № 88 (640))
[3] Так в документе.
[4] 16 февраля крестьянами местные коммунисты были избиты на собрании, проводившемся по поводу организации в селе сельхозкоммуны.
[5] Постановлением Городищенской уездной следственной комиссии от 20 марта 1919 г. ...«освобождены под надзор милиции по месту жительства» (ГАПО. Ф. Р-473. Оп. 4а. Д. 165. Л. 36). 30 июня 1919 г. Пензенский губернский революционный трибунал по делу об обвинении граждан с. Мертовщины «в выступлении против группы коммунистов того же села» постановил: «согласно амнистии ВЦИК Советов от 25 апреля с. г. производство прекратить» (ГАПО. Ф. Р-473. Оп. 4а. Д. 165. Л. 50, 51).
Речь идет о декрете ВЦИК от 25 апреля 1919 г.: «Об освобождении из заключения некоторых категорий арестованных и осужденных». Согласно декрету, всем губернским ЧК и революционным трибуналам предписывалось «немедленно освободить от заключения тех замешанных в столкновениях с Советской властью рабочих и крестьян, которые примкнули к выступлениям против Советской власти вследствие малой сознательности и которым не предъявлено обвинения в организации восстаний против Советской власти вследствие малой сознательности и которым не предъявлено обвинения в организации восстаний против Советской власти и руководстве выступлениями против Советской власти» (Известия ВЦИК. 1919. 26 апреля. № 88 (640)).
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 72 - 73.
Комментарии |
|