История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Сердобский упродком - речь идет об уездном продовольственном комитете - исполнительном органе Наркомата продовольствия. Местные продовольственные органы (продовольственные комитеты, управы) были созданы Временным правительством. Временное положение о местных продовольственных органах, утвержденное 25 марта 1917 г., предусматривало учреждение «для заведования продовольственным делом» на места губернских, уездных, городских и волостных продовольственных комитетов. По закону о хлебной монополии от 25 марта 1917 г. на них возлагались учет, заготовка и распределение хлеба и другого продовольствия. К лету и осени 1917 г. в местных комитетах преобладали эсеры и меньшевики. Под давлением крестьянского движения многие комитеты применяли или санкционировали революционные меры: захват земли, изъятие продовольственных запасов помещиков и т. п. Поэтому Временное правительство всячески ограничивало права местных комитетов, подменяя их назначенными на места особоуполномоченными Министерства продовольствия. После большевистской революции многие продовольственные комитеты, руководимые эсерами, меньшевиками и кадетами, пытались саботировать распоряжения советских властей. Постановлением ВЦИК от 24 декабря 1917 г. (6 января 1918 г.) все комитеты были подчинены создаваемым при Советах продовольственным комиссиям. Декретом ВЦИК и СНК от 27 мая 1918 г. была окончательно учреждена структура местных продовольственных органов, низшим элементом которой стали уездные комитеты. В их функции, так же как всех продовольственных органов в целом, входили заготовка хлеба и других продуктов, распределение их, снабжение сельского населения промышленными товарами.
Циркулярно
Согласно декрета Совнаркома от 11 января[1] и постановления Наркомпрода[2] от 13 января с. г. о разверстке зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства, между производящими губерниями для удовлетворения потребностей Красной армии и бесхлебных районов[3] - Саратовская губерния должна поставить по разверстке: ржи, пшеницы - 28 млн. пудов, крупы и бобовых - 2 млн. пудов и кормовых хлебов - 1 млн. 100 тыс. пудов[4].
С Сердобского уезда по разверстке губпродкома причитается к поставке с зачетом ранее сданных хлебов: ржи-пшеницы - 3 млн. 850 тыс. пудов, крупы, бобовых - 550 тыс. пудов и зерна-фуража - 600 тыс. пудов, всего 5 млн. пудов.
Указанное количество хлебов-фуража губпродком телеграфно предложил упродкому разверстать в срочном порядке между волостями уезда.
Не желая было брать на себя ответственность по разверстке хлебов между волостями, упродком вопрос о разверстке внес на обсуждение продовольственного совещания представителей от волостей, бывшее 21 и 22 января, но последнее поручило таковую производить упродкому. [42]
Исполняя волю представителей продовольственного совещания и проводя в жизнь распоряжения Центра, упродком тут же приступил к разверстке 5 млн. хлеба-фуража между волостями уезда, принимая при этом во внимание площадь земли и считаясь с численностью населения и скота и с происшедшим в некоторых волостях градом.
По этой разверстке [...][5] волость, за исключением уже сданного на ссыпные пункты хлеба, должна поставить еще следующее количество...
...Сообщая об этом, хлебный отдел упродкома предписывает волостному совету по получении сего и не позднее 30 сего января разверстать между сельскими советами указанное количество хлебов, а последние в этот же день обязаны разверстать причитающийся с них хлеб между отдельными домохозяевами общества.
По окончании разверстки хлеба между сельскими советами волостными советами вменяется в обязанность под страхом личной ответственности представить хлебному отделу упродкома непременно к 3 февраля с нарочным списки сельских обществ, между коими будет разверстан хлеб, с указанием разверстанного количества и принять после этого самые решительные меры к вывозу гражданами на ссыпные пункты назначенного количества хлеба с тем, чтобы причитающийся по разверстке хлеб-фураж был вывезен из волости полностью и без всяких рассуждений, непременно до 1 марта с. г., в противном случае сельские хозяева, не сдавшие к этому сроку причитающееся на них количество хлебо-фуража, подвергаются безвозмездному принудительному отчуждению обнаруженных у них запасов.
Помимо того, принимая во внимание критическое положение Советской России в деле продовольствия и беспрекословно исполняя и проводя в жизнь декреты и распоряжения Центра, хлебный отдел упродкома напоминает волостным советам, что в случае неисполнения настоящего предписания, он не остановится перед принятием самых решительных мер, вплоть до высылки на места продовольственных отрядов, и применения как к должностным лицам, так и к отдельным гражданам декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 13 мая 1918 г.[6], по которому все лица, имеющие излишки хлебов и невывозящие их на ссыпные пункты, по которому все лица, имеющие излишки хлебов и невывозящие их на ссыпные пункты, а также расточающие и скрывающие хлебные запасы, объявляются врагами народа, немедленно предаются революционному суду с заключением в тюрьму на срок не менее 10 лет; все же их имущество подвергается конфискации, а сами они навсегда изгоняются из общины.
Должностные же лица немедленно смещаются с должности, предаются революционному суду и арестовываются.
...О принятых мерах по настоящему распоряжению и о тех препятствиях, которые будут тормозить исполнению его, срочно доносить хлебному отделу упродкома.
Председатель упродкома Лаупман
[1] Декрет СНК от 11 января 1919 г. «» вводил в Советской России новые правила отчуждения зерновых запасов в государственные фонды. Вместо фиксированных налогов на хлебофуражное зерно вводилась их разверстка. Продовольственная разверстка предусматривала разверстание между производящими губерниями всего количества хлебов и зернового фуража, необходимого для удовлетворения государственных потребностей. Величина продразверстки для каждой губернии устанавливалась Наркоматом продовольствия в соответствии с размерами урожая, запасами и нормами потребления. Разверстке подлежал весь хлеб, за исключением необходимого для пропитания семьи, предстоящей посевной кампании и фуража. В соответствии с декретом предусматривалась следующая процедура: 1) все количество хлеба и зернового фуража, причитающееся на губернию по разверстке, должно быть отчуждено у населения по установленным твердым ценам и поставлено к 15 июня 1919 г.; 2) 70% всего количества хлеба и фуража, причитающегося на губернию по разверстке, должно быть поставлено к 1 марта 1919 г.; 3) Наркомпроду предоставлялось право в зависимости от видов на предстоящий урожай уменьшать количество, подлежащее доставке после 1 марта; 4) сельские хозяева, сдавшие к 1 марта не менее 70%, и к 15 июня - остальное количество затребованного от них по разверстке хлеба и зернового фуража, освобождались от обложения натуральным налогом; 5) сельские хозяева, не сдавшие к установленному сроку причитающееся на них количество хлебофуража, подвергались безвозмездному принудительному отчуждению обнаруженных у них запасов. К упорствующим из них и злостно скрывающим свои запасы предусматривалось применение суровых мер, вплоть до конфискации имущества и лишения свободы по приговорам народного суда (см.: Декреты Советской власти. Т. 4. М., 1968. С. 292 - 294).
[2] Народный комиссариат продовольствия РСФСР (Наркомпрод), центральный орган советского государства, ведавший продовольственным снабжением. Образован Декретом 2-го Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) 1917 г. Декретом ВЦИК и СНК от 9 мая 1918 г. Наркомпроду были предоставлены чрезвычайные полномочия в деле продовольственного обеспечения городов и Красной армии. Он получил право принудительного изъятия излишков хлеба и других продовольственных продуктов у крестьян и частных владельцев, право увольнения, ареста и предания суду должностных лиц и служащих всех ведомств и общественных организаций, препятствующих выполнению его распоряжений и т. д. В годы гражданской войны. Наркомпрод был главным рычагом осуществления большевиками в Советской России продовольственной диктатуры.
[3] Постановлением Наркомата продовольствия от 13 января 1919 г. утверждался порядок разверстки общегосударственного плана сбора зерновых продуктов в стране. Зерновая продразверстка исчислялась на основе погубернских данных о размере посевных площадей, урожайности, запасах прошлых лет. В губерниях разверстка производилась по уездам, волостям, селениям, а затем между отдельными крестьянскими хозяйствами.
[4] В тексте циркуляра цифры даны прописью.
[5] В документе опущены таблицы с цифрами плана продразверстки по волостям уезда.
[6] Конкретно по этому поводу в декрете ВЦИК и СНК от 13 мая 1918 г. «О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию» указывалось: «Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку, - врагами народа, передавать их революционному суду, заключать в тюрьму на срок не менее 10 лет, подвергать все имущество конфискации и изгонять навсегда из общины, а самогонщиков, сверх того, присуждать к принудительным общественным работам» (см.: Декреты Советской власти. Т. 2. М., 1959. С. 265).
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 42 - 43.
Комментарии |
|