История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
1919 года 4 января, мы, нижеподписавшиеся граждане Симбирской губ. Буинского уезда Тархановской волости дер. Шаймурзино.
207 домохозяев, явившись на сельский сход, на котором присутствовал наш Михаил Кошкарев. Общее собрание по всем касающемся вопросам вынесло резолюцию: о чрезвычайном налоге[1] - за неимением капитала налог платить не можем. Хлебную монополию поддерживаем, т. е. исполняем. В настоящее время винокурением - самогонкой, не занимаемся. Образовать сельскохозяйственную коммуну[2] желающих не находится.
Существуем и поддерживаем Cоветскую власть, посылаем привет!
Да здравствует Советская власть!
Да здравствует Красная армия!
Председатель Н. Тимофеев
Секретарь Н. Федоров
[1] Речь идет о введенном Декретом ВЦИК 30 октября 1918 г. единовременном чрезвычайном 10-миллиардном денежном налоге. Согласно этому декрету, предусматривалось провести раскладку налога следующим образом: освободить от него городскую и сельскую бедноту, средние слои обложить небольшими ставками, основное бремя налога возложить на зажиточную часть городского и сельского населения. Обязанность проведения раскладки налога и его сбора возлагалась на создаваемые при местных органах Советской власти специальные комиссии по единому чрезвычайному налогу. В сельской местности в состав данных комиссий входили члены комбедов, ставшие самыми активными исполнителями указанного декрета. На практике взимание чрезвычайного налога сопровождалось повсеместным нарушением установленных правил налогообложения. В сельской местности в большинстве случаев взимался комбедами произвольно и насильственными методами. Его проведение вызвало массовые крестьянские волнения в большинстве уездов центральных и поволжских губерний в конце 1918 - начале 1919 гг.
[2] Сельскохозяйственные коммуны - одна из форм коллективного хозяйства, возникших еще в дореволюционное время и отличающихся полным обобществлением хозяйственной жизни ее членов. В июне 1918 г. на территории Советской России существовало порядка 500 коммун, объединявших бедняков, ремесленников и кустарей, рабочих, интеллигентов по 8 - 40 человек. Создание коммун явилось следствием распространения коммунистических идей среди части населения страны (как правило, беднейшей), а также политики Советской власти, направленной на поддержку коммунистического строительства в деревни.
На основе местных уставов в июле 1918 г. Наркомзем работал «Примерный устав трудовой земледельческой коммуны», согласно которому в коммунах подлежали обобществлению все средства производства и землепользование. Потребление коммунаров и бытовое обслуживание целиком базировалось на общественном хозяйстве. Коммуны организовывались главным образом осевшими в деревне рабочими и местной беднотой, при активной помощи государства. 2 июля 1918 г. СНК ассигновал 10 млн. рублей на организацию коомун, а затем и его коллективных форм. В большинстве случаев коммуны организовались на бывших помещичьих и монастырских землях, что вызвало недовольство крестьян, поскольку коммунарам отводились лучшие земли.
На 1 января 1919 г. было зарегистрировано 975 коммун, на 1 января 1920 г. - 1458, на 1 декабря 1920 г. - 1999. Коммуны показали свою нежизнеспособность и поэтому большинство из них распалось или держалось исключительно за счет поддержки государства. Большинство крестьян относилось к ним безразлично или враждебно, поскольку отождествляли их с «военно-коммунистической» политикой большевиков. В ходе крестьянских восстаний, как правило, коммуны подвергались разгромам, а их имущество растаскивалось крестьянами.
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 35.
Комментарии |
|