Что я, не знакомый тебе, осме­ливаюсь писать к незнакомому - причиной этого просьба святой рабы Христовой Гебидии и дочери моей, супруги твоей или, лучше, из супруги - сестры и сослужительницы Артемии. Она, не довольствуясь спасением себя самой, искала и твоего спасения, искала и прежде в отечестве, и теперь ищет во святых местах, желая подражать любви апостолов Андрея и Филиппа, которые, будучи обретены Христом, желали обрести брата Симона и дру­га Нафанаила, из которых первый удостоился услышать: Ты - Симон, сын Ионин: ты наре­чешься Кифа, что значит Петр, а другой - дар Божий (ибо это означает на нашем языке слово Нафанаил) - утешается свидетельством Хрис­та, Который говорит ему: Вот подлинно Изра­ильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47). И Лот с дочерями своими желал некогда спас­ти жену свою и, почти полусожженный, хотел вывести ее из пожарища Содома и Гоморры - [341] жену, которая была одержима прежними по­роками; но она, в ужасе отчаяния оглянувшись назад, осуждается вечным приговором за не­верие. Но пламенная вера, безуспешно поте­рянная в отношении к одной женщине, спа­сает целый город Сигор. После того как Лот, оставив содомские равнины и мрак, взошел на нагорную местность, то взошло ему солнце в Сигоре, что значит «малая», - чтобы малая вера Лота, не могшая сделать большего, сохра­нила по крайней мере меньшее, так как Лот, житель Гоморры и заблуждения, не мог тотчас перейти на полдень, где друг Господень Авра­ам принял Бога с Ангелами. И Иосиф питает братьев своих в Египте, и жених слышит от не­весты: Где пасешь ты? где отдыхаешь в пол­день? (Песн. 1, 7). Самуил некогда оплакивал Са­ула (см.: 1 Цар. 15, 35), так как он раны гордости не врачевал цельбой покаяния. И Павел пла­кал о коринфянах, не хотевших омыть слезами скверны блудодеяния (см.: 1 Кор. 5, 2). Поэтому же и Иезекииль снедает свиток книжный, снаружи и внутри исписанный стихами, плачем и горем стихами в похвалу праведных: плачем для ка­ющихся, горем в отношении к тем, о которых написано: С приходом нечестивого приходит и презрение (Прит. 18, 3), на которых указыва­ет Исайя, говоря: Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса, и препоясаться вретищем. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и ре­жут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» (Ис. 22, 12, 13), о котором и Иезекииль говорит: И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы гово­рите [342] так: «преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?» Скажи им: живу Я, говорит Гос­подь Бог: не хочу смерти грешника, но что­бы грешник обратился от пути своего и жив был и далее: Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? (Иез. 33, 10-11). Ничто так не оскор­бляет Бога, как коснение в худшем из-за от­чаяния в лучшем, хотя самое отчаяние есть признак неверия. Ибо кто отчаивается во спа­сении, тот не думает, что будет суд, пото­му что если бы отчаивающийся боялся этого суда, то, конечно, приготовил бы себя к судии добрыми делами. Послушаем, что говорит Бог через Иеремию: Не давай ногам твоим истап­тывать обувь, и гортани твоей - томиться жаждою (Иер. 2, 25) и через Исайю: Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы (Ис. 30, 15). Тяжесть болезни мы можем узнать только по восстановлении здоровья; пороки показывают нам, сколько блага имеет в себе добродетель; свет делается яснее при сравнении со тьмой. Иезекииль теми же словами и в том же смыс­ле говорит: Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотво­рите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог (Иез. 18, 30-32). И далее говорит: Живу Я, гово­рит Господь Бог: не хочу смерти грегиника, но чтобы грешник обратился от пути свое­го и жив был (Иез. 33, 11), чтобы неверующий [343] ум не отчаивался в обетовании благ и дух, однажды предназначивший себя к погибели, не оставлял попечения о ране, которую он считает неизлечимой. Поэтому говорит, что он клянется, чтобы если мы не веруем обе­тованию Божию, то поверил бы, по крайней мере, клятве Божией о нашем спасении. По­этому праведник молится, говоря: Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас (Пс. 84, 5), и еще: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу, отвратил же еси лице Твое и бых смущен (Пс. 29, 8). Ибо когда я мерзость грехов своих заменил кра­сотой добродетелей, Ты укрепил немощь мою Своей благодатью. Вот я слышу обетование: Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются (Пс. 17, 38), чтобы я, прежде избегавший Тебя и бывший врагом Твоим, был уловлен рукой Твоей.

Не преставай преследовать меня, пока не отступлю я от пути моего нечестивейшего и не возвращусь к мужу моему прежнему, который даст мне мои одежды, и масло, и муку, и на­питает меня тучнейшими яствами, - который таким образом заградит и заключит пути мои нечестивые, чтобы обрести мне тот Путь, Ко­торый говорит в Евангелии: Я есмь путь и ис­тина и жизнь (Ин. 14, 6). Внемли слову пророка: Сеющии слезами радостию пожнут. Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще руко­яти своя (Пс. 125, 5-6), и говори с ним: Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6, 7), и еще: Имже образом же­лает елень на источники водныя, сице еще жела­ет [344] душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда приду и явлюся лицу Божию? Быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс. 41, 1-4), и в другом месте: Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне. Тако во святем явихся Тебе (Пс. 62, 2-3). Ибо хотя жаждала Тебя душа моя, но гораздо более я искал Тебя трудом плоти своей и не мог явиться Тебе во святом, разве только после пребывания в зем­ле пустой от пороков, непроходимой для про­тивных сил и свободной от влаги и нечисто­ты всякой похоти. Плакал и Господь о городе Иерусалиме, что он не принес покаяния, и Петр горькими слезами омыл троекратное отречение и исполнил пророческое предречение: Исходн­ика водная изведосте очи мои (Пс. 118, 136). Пла­кал и Иеремия о народе нераскаянном, говоря: О, кто даст голове моей воду и глазам моим - источник слез! Я плакал бы день и ночь о наро­де сем (Мер. 9, 1). А о чем он плачет и проливает слезы, это показывает он следующими словами: Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не возвратится (Иер. 22, 10).

Итак, нужно оплакивать не язычника и иудея, которые не были в Церкви и однаж­ды навсегда умерли, о которых Спаситель говорит: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8, 22), а оплакивай тех, кто че­рез грехи и беззакония выходят из Церкви и не хотят более возвратиться к ней раскаяни­ем во грехах. Отсюда к церковным мужам, ко­торые называются стенами и столпами Церкви, [345] слово пророческое говорит: Стена дщери Сио­на! Лей ручьем слезы, день и ночь (Плач. 2, 18), исполняя слово апостола: Радуйтесь с радующи­мися и плачьте с плачущими (Рим. 12, 15), чтобы своими слезами вам подвигнуть их на плач, да упорствуя в злобе, не услышат они: Я насадил тебя [как] благородную лозу, - самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? (Иер. 2, 21); и еще: Говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут гово­рить: «встань и спаси нас!» (Иер. 2, 27). Смысл этого такой: не хотел обратиться ко Мне, чтобы покаяться, но по жестокосердию своему в ос­корбление Мне обратили ко Мне хребты свои. Потому-то Господь и говорит Иеремии: Видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под вся­кое ветвистое дерево и там блудодействовала. И после того, как она все это делала, Я гово­рил: «возвратись ко Мне»; но она не возврати­лась (Иер. 3, 6-7).

О милосердие Божие, о жестокосердие наше! И после столь великих преступлений Он призывает нас ко спасению. И если и тогда не хотим обратиться к лучшему, Он говорит: Если оставит жена мужа своего и выйдет за другого и после захочет возвратиться к нему: неужели он примет ее и не возгнушается? Вместо это­го по еврейскому тексту (чего нет в греческих и латинских кодексах) значится: «И ты оста­вил Меня, но возвратись, и приму тебя, глаго­лет Господь». И Исайя ту же мысль высказыва­ет почти теми же словами: Обратитесь к Тому, [346] от Которого вы столько отпали, сыны Изра­иля! (Ис. 31, 6). Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Ко Мне обратитесь, и буде­те спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного (Ис. 45, 21-22). Вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне (Ис. 46, 9). Иоиль пишет: Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в пос­те, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпе­лив и многомилостив и сожалеет о бедствии (Иоил. 2, 12-13). Как велико милосердие и как (так сказать) чрезмерно, неизреченно благоутробие, этому поучает нас пророк Осия, через которо­го Бог говорит: Как поступлю с тобою, Ефрем? Как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с то­бою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоеиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгоре­лась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего (Ос. 11, 8-9). Поэтому и Давид гово­рит в псалме: Несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе (Пс. 6, 6), и в другом месте: Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего. За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод мно­гих к нему не приближатся (Пс. 31, 5-6).

Смотри, какое множество слез: оно срав­нивается с разливом вод. Кто будет иметь такие слезы и скажет с Иеремией: Не спускай зениц очей твоих (Плач. 2, 18), в том тотчас исполнит­ся оное: Милость и истина сретостеся, правда [347] и мир облобызастася (Пс. 84, 11), так что если устрашат тебя истина и правда, то милость и мир воззовут ко спасению. Всецелое покая­ние представляет псалом 50-й. Когда Давид во­шел к Вирсавии, жене Урия Хеттеянина, и, быв обличен пророком Нафаном, сказал согреших, он тотчас удостоился услышать: И Господь снял [с тебя] грех твой (2 Цар. 12, 13). К пре­любодеянию Давид присоединил убийство, и, однако, проливая слезы, сказал: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по мно­жеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс. 50, 1). Великий грех требовал и великого ми­лосердия. Поэтому Давид присовокупляет: На­ипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе едино­му согреших (ибо я был царь, никого другого не боялся) и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти; ибо всех заключил Бог в непо­слушание, чтобы всех помиловать (Рим. 11, 32). И столько успел, что недавно бывший греш­ником и кающимся, он возвысился до учителя и говорил: Научу беззаконный путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Ибо кто испо­ведует грехи свои перед Богом и скажет: Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего, у того это исповедание и исправление за­меняет зловоние ран красотой здравия. Скрывающий свои преступления не будет иметь ус­пеха (Притч. 28, 13). Ахав, нечестивейший царь, посредством кровавого преступления овладел виноградником Навуфея; и когда Иезавель, соединенная с ним не столько супружеством, [348] сколько жестокостью, была поражена обли­чением Илии: Так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы бу­дут лизать и твою кровь... и о Иезавели ска­зал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля, то Ахав, услышав это, раздрал ризы свои, возложил вретище на тело свое, постил­ся и спал во власянице; и было слово Господ­не к Илии, говорящее: За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни (3 Цар. 21, 29). Преступление Ахава и Иезавели одинаково, но, когда Ахав обратился к покаянию, наказание отсрочивается на потомков, а Иезавель, упорствовавшая в преступлении, осуждается состоявшимся приговором. И Господь говорит в Евангелии: Ниневитяне восстанут на суд с родом сим, и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной (Мф. 12, 41), и еще: Я при­шел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). Драхма теряется и, однако, находится в уметах; девяносто девять овец оставляются в пустыне, и одна заблудившаяся приносится на плечах пастыря; и радость бы­вает у Ангелов об одном грешнике кающем­ся. Какое блаженство, если небеса радуются о спасении нас, которым говорится: «Покай­тесь, приблизилось Царствие Небесное». Нет никакой середины: смерть и жизнь противопо­ложны; и однако они соединяются покаянием. Блудный сын расточил все имение и вдали от отца едва удовлетворял голод пищей свиней, но возвращается он к отцу, и ему закалается те­лец упитанный, он получает одежду первую и перстень - получает одежду Христа, которую некогда осквернил, и удостаивается услышать: [349]

Да будут во всякое время одежды твои светлы (Еккл. 9, 8), и, восприяв печать Божию, восклица­ет ко Господу: Отче, согреших на небо и пред тобою и, примиренный лобзанием, говорит Ему: Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи (Пс. 4, 7). Праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего (Иез. 33, 12). Всякого Бог су­дит так, как найдет, и смотрит не на прошед­шее, а на настоящее, если, однако, прежние преступления заглаживаются последним обра­щением. Семь раз упадет праведник, и вста­нет (Притч. 24, 16). Если падает, то каким обра­зом он праведник; если праведник, то каким образом падает? Но кто всегда восстает че­рез покаяние, тот не теряет имени праведника. И согрешающему не только семь, но и семьде­сят семь раз отпускаются грехи, если он обращается к покаянию. Кому больше оставляется, тот больше любит. Блудница омывает слеза­ми и отирает волосами ноги Спасителя, и во образ Церкви, собранной от язычников, удо­стаивается услышать: Прощаются тебе грехи (Лк. 7, 48).

Праведность фарисея погибает от гор­дости, и смирение мытаря спасается испове­данием. Через Иеремию Бог свидетельствует: Иногда Я скажу о каком-либо народе и цар­стве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иног­да скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет де­лать [350] злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его (Иер. 18, 7-10). И затем присовокупляет: Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каж­дый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: «не надейся; мы будем жить по своим помыслам, и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца» (Иер. 18, 11-12). В Евангелии Симеон праведный говорит: Се, лежит Сей на па­дение и на восстание многих (Лк. 2, 34), то есть на падение грешников и на восстание кающих­ся. К коринфянам апостол пишет: Есть вер­ный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слыш­но даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело (1 Кор. 5, 1-2). И к ним же во Втором посла­нии, выражая опасение, дабы он не был погло­щен чрезмерною печалью (2 Кор. 2, 7), ободряет его и умоляет коринфян усугубить любовь к нему, чтобы погибший через кровосмешение, через покаяние получил спасение. Кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли (Иов. 14, 4-5), а годы жизни грешника изочтены. Звезды нечисты пред оча­ми Его (Иов. 25, 5); и в Ангелах Своих усматривает недостатки (Иов. 4, 18). Если на небе грех, то кольми паче на земле? Если согреша­ют те, кто не имеет телесного искушения, то насколько больше - мы, облеченные брен­ной плотью, говорящие с апостолом: Бедный я [351] человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24). Ибо не живет в плоти нашей доброе и делаем не то, что хотим, но то, чего не хотим, так что дух желает делать одно, а плоть возбуждается к другому. Если некоторые на­зываются праведными, и не только праведны­ми, но и праведными перед очами Божиими, то называются так в смысле той праведности, о которой выше сказано: Семь раз упадет пра­ведник, и встанет (Притч. 24, 16), и еще: Беззаконник за беззаконие свое не падет в день обра­щения от беззакония своего (Иез. 33, 12).

Наконец и Захария, отец Иоанна, назы­ваемый праведным, согрешил неверием и тот­час же был наказан немотой. И Иов, изображаемый в начале книги праведным, чистым и беспорочным, впоследствии и в речи Госпо­да, и в своей исповеди представляется греш­ником. Если Авраам, Исаак и Иаков, также пророки и апостолы не были свободны от гре­ха, если к чистейшей пшенице примешивались плевелы, то что можно сказать о нас, о ко­торых написано: Что общего у мякины с чис­тым зерном? говорит Господь (Иер. 23, 28). И однако мякина соблюдается для огня бу­дущего и в этой жизни плевелы смешивают­ся с пшеницей, пока не придет Тот, Который имеет лопату в руке Своей и очистит гумно, чтобы собрать пшеницу в житницы и плевелы сжечь в огне гееннском.

Все это, как бы обойдя прекраснейшие луга Писаний, я хотел совокупить в одно и из кра­сивейших цветов сплести тебе венок покаяния, чтобы ты возложил его на главу свою, взял кры­лья голубя, и полетел, и успокоился (см.: Пс. 54, 7), [352] и примирился со всемилосердным Отцом. Жена твоя некогда, а теперь сестра и сослужительница рассказывала мне, что, по заповеди апо­стола, вы по взаимному соглашению воздержа­лись от брачного сожития, чтобы предаться молитве; рассказывала также, что ты, как бы стоя на зыбком месте, поколебался, даже (ска­зать прямее) пал; а она с Моисеем вняла словам Господа: ты же стань здесь предо Мною (см.: Исх. 33, 21) и сказала о Господе: Он утвердил на камне ноги мои (см.: Пс. 39, 3); что твой дом, который не имел твердых оснований веры, пал впоследствии от вихря диавола; что ее дом сто­ит о Господе и не отказывает тебе в своем гостеприимстве, чтобы теперь ты соединился духовно с той, с которой прежде был соединен телесно: Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 17). Она рассказывала также, что когда вас разделило вторжение варваров и опасность пленения, то ты дал клят­венный обет тотчас или впоследствии отпра­виться за ней ко святым местам и спасти свою душу, которую, казалось, ты погубил по нераде­нию. Исполни же, что ты обещал перед Богом. Жизнь смертных неизвестна; поэтому, чтобы не умереть прежде исполнения своего обеща­ния, подражай той, которую ты должен был учить. О, стыд! Слабейший пол побеждает мир, а сильнейший побеждается миром. «Женщина является предводительницею столь великого дела» (Вергилий), - и неужели не последуешь той, которой ты должен быть преемником в де­ле спасения? Если тебя удерживает оставшее­ся имение, тем более что перед твоими глаза­ми совершается и убийство друзей и сограждан, [353] и разрушение городов и деревень, то, по край­ней мере среди бедствий пленения и опусто­шения, ввиду свирепых неприятелей и бесчис­ленных несчастий своей провинции, ухватись за доску покаяния и вспомни о своей сослужительнице, которая постоянно желает твоего спасения, никогда не отчаяваясь в нем. Ты скитаешься в своем отечестве, даже не в отечест­ве - потому что ты потерял отечество; а она вместо тебя в тех достопоклоняемых местах воскресения, страдания и Рождества Господа Спасителя, где Он плакал во дни Своего мла­денчества, вспоминает твое имя и молитвами привлекает тебя к себе, чтобы ты получил спа­сение если не по своей заслуге, то, по крайней мере, по ее вере. Некогда расслабленный лежал на одре, и все члены его были так разбиты пара­личом, что он не мог ни ногами двигать, чтобы ходить, ни руками, чтобы молиться; и однако он приносится чужими руками и получает пре­жнее здоровье, так что несет одр - носимый некогда на одре (см.: Мк. гл. 2; и Ин. гл. 5). И тебя, отсутствующего здесь телом, присутствующего верой, твоя сослужительница приносит к Гос­поду Спасителю и говорит с женой хананеянкой: Дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15, 22). И я справедливо назову душу твою дочерью ее души; душа не знает различия полов, но сущ­ность сравнения в том, что жена твоя тебя, как малолетнего, как грудного младенца и еще не могущего принимать твердой пищи, хочет пи­тать молоком и указывает тебе пищу у кормилицы, чтобы ты мог сказать с пророком: Заблудих, яко овна погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых (Пс. 118, 176).


Дальше