История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
КО ВСЕМ РАБОЧИМ ГОР. КАЗАНИ.
Товарищи рабочие! Наша жизнь темная, трудовая, тяжелая, вся сплошь проходит в мучительной беспрерывной работе. Разве мы живем? Разве в наших тесных, грязных каморках или в шумных стенах фабрики, где от грохота машин перестаешь понимать свои собственные мысли, разве мы пользуемся радостью жизни? Мы родимся, женимся, умираем, оставляя в наследие нашим детям тот же вечный каторжный труд, который мы сами унаследовали от наших отцов и дедов, ту же вечную мучительную думу о насущном куске хлеба. [5]
А рядом с нами проходит жизнь радостная, светлая и легкая, жизнь сытых и довольных людей - наших хозяев. Когда мы, угрюмые, больные и озабоченные, проходим мимо их и видим их довольную жизнь, мы даже, может быть, и не думаем, что вся радость этой жизни, которой пользуются теперь только богатые, основана на нашем труде, пропитана кровью и слезами наших дедов, отцов и детей. Наша жизнь, полная забот, труда, лишений и обид, тяжелым гнетом легла на наши души и придавила их, и лишь порой наше усталое, исстрадавшееся сердце ожесточается, и жгучая, острая ненависть к этим сытым и довольным людям загорается в нем... Эта ненависть, товарищи, - пробуждение. То заговорил в нас человек. За этим пробуждением - свобода. Поняв весь ужас и всю несправедливость нашей жизни, мы уже не сможем попрежнему рабски покорно нести свое иго.
Нам нужно бороться. Нам нужно отстаивать интересы своего труда, свои трудовые крохи, которые вырывают у нас жадные руки наших врагов - хозяев. Нам нужно устраивать кассы, союзы, забастовки. Но тогда-то мы узнаем другого врага. Этот другой враг - цари и министры. Они радеют лишь о карманах наших угнетателей, а нас, рабочих, бросают в тюрьмы, разоряют наши кассы, высылают на нас войска, и, если мы не хотим повиноваться и попрежнему рабски покорно набивать трудовыми грошами карманы фабрикантов, они бьют нас нагайками, стреляют в нас, убивают вместе с нами наших жен и детей, как то было в ноябре месяце прошлого года в Ростове на Дону.
Товарищи! Рабочие многих русских городов уже несколько десятилетий как выступили на борьбу со своими первыми врагами - хозяевами, и теперь они уже поняли, что за этим первым врагом скрывается второй - сильнейший. Наши хозяева и правительство составляют одно целое: нельзя победить фабрикантов, не победив правительства. Чтобы борьба за наш насущный кусок хлеба была успешна, мы должны добиться права бороться, мы должны добиться права устраивать рабочие союзы, забастовки, мы должны добиться права открыто и свободно говорить о своем рабочем деле, чтобы за правдивое слово, с которым мы обращаемся к товарищам, нас не бросали в тюрьмы, чтобы за одно нежелание работать на фабриканта нас не судили, как бунтовщиков, и не ссылали в Сибирь.
Но всего этого мы добьемся только тогда, когда править нами будет не кучка дармоедов-угнетателей, а сам рабочий народ через своих выборных.
Повторяем, рабочие многих русских городов поняли необходимость борьбы с правительством и выступили на эту борьбу. А в минувшем году они вынесли эту борьбу на улицу и впервые улицы многих русских городов (Нижний, Саратов, Москва, Петербург, Харьков, Киев и др.) огласились грозным криком: „Долой самодержавие! Да здравствует политическая свобода!" Правительство отвечало нагайками, тюрьмами и ссылками. Но, товарищи, лучше нам сгинуть в далекой ссылке, чем нашим детям нести ту же тяжелую долю бесправных скотов. Они, наши дети, должны увидеть лучшее [6] будущее. Посмотрите вокруг. Ведь все, что так долго молчало, рабски повиновалось, - все поднимается на борьбу. Крестьяне, веками покорно умиравшие с голоду, не смогли больше терпеть. И вот широкие крестьянские волнения охватывают многие губернии (Полтав., Харьков., Саратов, и др.). „Земли и хлеба" - требуют эти голодные труженики. И розги засвистали им в ответ. Люди просили хлеба, их высекли, и они замолкли. Но надолго ли? Не поднимутся ли они снова, чтобы кровью своею отстоять себе ту кормилицу-землю, которую они много веков поливали своим потом и слезами? Не встанут ли тогда они более сильные, чем прежде, сознательные и объединенные, готовые кровью своей смыть позорную порку?
Товарищи! Раз поднимается из века веков покорная, темная сила крестьянства, раз отовсюду, из всех русских городов, слышен призывный клич к объединению, к борьбе, - неужели мы останемся в стороне, неужели этот мощный призыв не найдет отклика в наших измученных ожесточившихся сердцах? Неужели мы не будем объединяться, чтобы быть готовыми грудью встретить всякое притеснение со стороны наших врагов, чтобы отстоять себе права человека, чтобы отстоять себе лучшую долю.
Нет, у нас тоже лопнуло терпение тянуть эту лямку, и мы, казанские сознательные рабочие, также вступаем в борьбу со всеми, кто живет нашим трудом, угнетает, сажает нас в тюрьмы и всячески издевается над нами. Будем бороться за жизнь новую, лучшую, в которой уже не будет ни фабрикантов, ни заводчиков, ни купцов, жиреющих теперь нашим потом; в ней не будет ни дворян, ни помещиков, захвативших себе всю землю и высасывающих из крестьян все соки, в ней не будет ни царей, ни министров, которые только и знают теперь, что гнут сторону богачей, да сажают нас по острогам и натравливают на нас наших же сыновей и братьев - солдат, как каких-нибудь цепных собак. Словом, мы будем биться за такую жизнь, где все должны будут братски трудиться и мирно по-братски жить.
Но, товарищи! Такой жизни мы достигнем только решительной борьбой, в которой силы наши не разбрасывались бы, а были бы направлены все в одно место; борьбой, в которой все угнетенные - трудящиеся будут биться рука об руку, плечо к плечу. Все за одного и один за всех. Поэтому нам надо соединиться, организоваться - вступить в общую семью рабочих борцов, которая у нас в России называется „Российской Социал-Демократической Рабочей Партией". Мы, сознательные казанские рабочие, уже вступили в эту партию и призываем всех наших товарищей примкнуть к нам. Так подумайте же крепко об этом, товарищи, и, организовавшись в кассы, в кружки, союзы, подавайте нам свою мозолистую братскую руку и смело вперед, в борьбу вместе со всеми униженными и обиженными на наших притеснителей и грабителей.
Социал-Демократической Рабочей Партии.
Январь 1903 года.
Текст воспроизведен по изданию: Листовки казанских большевиков 1903-1907 гг. - Казань, 1941. С. 5-7.
Комментарии |
|