История России - История России с XVII-нач. XX вв.
Листовка выпущена к первой общемосковской маевке, состоявшейся в 1895 г. (см. в настоящей книге воспоминания о ней М. Н. Лядова).


ВОЗЗВАНИЕ НА ПЕРВОЕ МАЯ

Товарищи рабочие!

Наступил день 1 мая «праздника рабочих». Многие из вас, конечно, никакого понятия не имеют об этом празднике. Не знают, какое значение имеет он для рабочего люда. А знать это необходимо. [95] Дело в том, что уже много лет, как заграничные рабочие поняли весь ужас положения рабочего народа, который создан как бы для того, чтобы с раннего утра до позднего вечера, а то так и ночи проводить время за тяжелой, утомительной работой на душных фабриках, заводах и т. п., создавать громадные богатства только для того, чтобы самим всю жизнь нуждаться в самых необходимых вещах. И вот они начали бороться против тех порядков, при которых рабочие, создавая громадные, просторные дома и дворцы, сами теснятся в тесных душных конурах; одевая праздных людей в самые разнообразные дорогие материи, сами зачастую не имеют возможности купить у старьевщика поношенную одежду с чужого плеча; строя железные дороги, конки, пароходы, они всю жизнь как бы заключены в четырех стенах своей фабрики. Мало того, солнце, воздух, природа - все не для них. У них нет времени наслаждаться этим всем - они должны беспрестанно создавать барыши капиталисту-хозяину. Жизнь их - сплошной тяжкий труд, который отнимает у них бодрость, силы, здоровье и в конце концов преждевременно укладывает в могилу. И умирает рабочий с тяжким сознанием, что оставляет он свою семью и детей для того же каторжного труда, для той же нужды.

Дело в том, что уже много лет, как .заграничные рабочие поняли весь ужас положения рабочего народа, который создан как бы для того, чтобы с раннего утра до позднего вечера, а то так и ночи проводить время за тяжелой, утомительной работой на душных фабриках, заводах и т. п., создавать громадные богатства только для того, чтобы самим всю жизнь нуждаться в самых необходимых вещах. И вот они начали бороться против тех порядков, при которых рабочие, создавая громадные, просторные дома и дворцы, сами теснятся в тесных душных конурах; одевая праздных людей в самые разнообразные дорогие материи, сами зачастую не имеют возможности купить у старьевщика поношенную одежду с чужого плеча; строя железные дороги, конки, пароходы, они всю жизнь как бы заключены в четырех стенах своей фабрики. Мало того, солнце, воздух, природа - все не для них. У них нет времени наслаждаться этим всем - они должны беспрестанно создавать барыши капиталисту-хозяину. Жизнь их - сплошной тяжкий труд, который отнимает у них бодрость, силы, здоровье и в конце концов преждевременно укладывает в могилу. И умирает рабочий с тяжким сознанием, что оставляет он свою семью и детей для того же каторжного труда, для той же нужды.

Да, поняли заграничные рабочие всю несообразность такого положения жизни и начали бороться за свое право - за право жить по-человечески, и вот, по мере того как все больше и больше вырастало у них сознание относительно своих прав, стали они столковываться, соединяться в семью, основывать кассы, которые помогали бы им устраивать стачки, подавать петиции правительству. И все они зиждились на одном: для улучшения их положения им требуется более сокращенный рабочий день и более высокая заработная плата. Завели сношения, объединились рабочие в одной стране. То же объединение, та же борьба происходила и в другой стране, и вот уже рабочие разных стран стали сноситься между собою, стали устраивать общие международные рабочие сходы (конгрессы), на которые съезжались представители из разных государств для того, чтобы уже рабочим нескольких стран сообща толковать о своем деле. А дело у них у всех одно - борьба с хозяевами и правительством за улучшение своего положения. Да, много и упорно боролись заграничные рабочие с своими хозяевами, и борьба их не прошла даром: она сорганизовала их, соединила всех в одно, научила стойко держаться друг за друга, и поняли они, что, действуя сообща, они представляют непобедимую силу, которой должны все уступить. И действительно, заработки их втрое, вчетверо, а в некоторых отраслях труда так и во много раз выше наших: рабочий день их короче нашего на 4-5 часов; упорной энергичной борьбой они завоевали всеобщее уважение, а хозяева стали [96] их бояться. Мало того, они добились права посылать своих представителей...[1]

С этого времени каждый год тамошние рабочие празднуют Первое мая как свой рабочий праздник[2]. В этот день они оставляют работу и устраивают громадные собрания, составляют и подают петиции правительству и ходят стройными массами со знаменами и музыкой по городу, отправляются за город, произносят речи. Главное требование, которое выставляется там в день Первое мая - это установление законом восьмичасового рабочего дня и повышение заработной платы.

Вот как товарищи проводят день Первое мая за границей и чего в этот день тамошние рабочие требуют.

И крепко они стоят на этом требовании, потому что они прекрасно понимают, что приносит им с собою 8-часовой рабочий день. Понимают они, что при 8-часовом рабочем дне потребуется больше народу на фабрики, а потому и меньше будет стоять у ворот тех десятков голодных, которые за самую ничтожную плату предлагают хозяину свои услуги и тем не дают возможности не только добиться повышения, но и удержаться на старых заработках. Понимают они, что восьмичасовой рабочий день даст им больше отдыха, а потому прибавит им сил, здоровья, оставит им время для занятий, развлечений, одним словом, даст им возможность устроить свою жизнь более по-человечески.

Ну, а мы, русские рабочие, не в тысячу ли раз нам приходится труднее, не страдаем ли мы также от непомерно длинного рабочего дня, не падают ли у нас все больше и больше наши и без того скудные заработки? Вдумаемся же в наше положение, оглядимся внимательно вокруг себя, неужели так и всегда должно быть, чтобы вся жизнь наша проходила в тяжелом труде, который изнуряет наше тело и переутомляет ум, потому что у нас не остается свободного времени для занятия науками и чтением. Неужели мы навсегда останемся такими притесненными, угнетенными, на которых за их честную трудовую жизнь свысока смотрит праздный люд. Нет, товарищи, не всегда это так будет, и единственно от нас самих зависит улучшение нашего положения.

Кроме нас самих никто не может, да и понятно: все живут нашим трудом, чем больше мы работаем, тем привольнее им живется. Но для этого нужно, чтобы мы поняли, что требования наши будут исполняться тогда, когда мы будем силою, а силою мы будем тогда, когда мы будем действовать сообща, только общими силами, крепко держась друг к другу, мы сможем чего-нибудь добиться. Мы слабы, беззащитны до тех пор, пока мы только умеем жаловаться [97] на свои рабочие невзгоды, когда же мы начнем действовать, т. е. начнем собираться вместе для обсуждения своих дел, начнем устраивать союзы, кассы, а кассы будут помогать нам устраивать стачки, будем побольше читать книжек, в которых толкуют о нашем рабочем деле, о наших рабочих нуждах, тогда дела пойдут у нас иначе, на нас перестанут смотреть, как на бессловесный скот, который свезет, что ни взвали на него. А что мы действительно сила, в этом, товарищи, я думаю, никто из вас не сомневается. Пусть бы рабочие забастовали в один прекрасный день: и плотники, и слесаря, и ткачи, и наборщики, ведь тогда все дела бы в государстве пришли в расстройство. И вот, все то, что отделяет теперешнее наше положение от того, чем мы можем быть и чего мы вправе требовать и добиваться, и составляет наш рабочий вопрос. Им мы должны заняться. Его мы должны решить, и чем энергичнее и чем дружнее мы будем добиваться, тем скорее добьемся желаемого. Так и мы, товарищи, мы тоже должны сегодняшний день Первое мая посвятить рабочему вопросу. Пусть и у нас этот день будет днем «рабочего праздника». С каждым годом нас, сознавших свое положение, все будет больше и больше, и недалеко то время, когда и мы сообща открыто станем праздновать день 1 мая как свой «рабочий праздник», и мы дружно потребуем восьмичасового рабочего дня и больше заработной платы. Поймем же, товарищи, что это не пустые слова, не фразы - мы люди и должны добиваться человеческой жизни. Итак, дорогие товарищи, присоединимся и мы к заграничным рабочим, отпразднуем и мы, пока, как сможем, день 1 мая, день «всемирного праздника рабочих». Дружно же вперед на общее дело, да здравствует Первое мая, да здравствует праздник рабочих!


Литература московского «Рабочего союза»: Материалы
и документы. М., 1930. с. 65-68.


[1] Невозможно разобрать 14 строк, по-видимому, наиболее интересных, так как дело идет о политических требованиях.

[2] Первое мая как международный праздник трудящихся, день солидарности рабочих всего мира, боевого смотра сил трудящихся всех стран отмечается после принятого в июле 1889 г. решения I (Парижского) конгресса II Интернационала о ежегодном праздновании этого дня в память о героическом выступлении и борьбе с полицией рабочих Чикаго в майские дни 1886 г. В Российской империи праздновался впервые в 1890 г. в Варшаве, в 1891 г. - в Петербурге.


Текст воспроизведен по изданию: У истоков большевизма: Воспоминания, документы, материалы. 1894-1903. - М., 1983. С. 95 - 98.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."