История России - История России с XVII-нач. XX вв.

№ 55


Приниженность, беззащитность и положение, близкое к состоянию рабочего скота, сельского населения Турции - не новость. Все же я счи­таю долгом время от времени повергать на благоусмотрение вашего пре­восходительства те частности, которыми в данный момент особенно ярко выражается это бедственное состояние христианских поселян района вверенного мне консульства.

Прошлая зима была для поселян особенно тягостна: сильные холода, продолжавшиеся до апреля месяца вплоть, истребили на весь Монастыр­ский виляет[1] не менее 20% мелкого скота прошлогоднего приплода и до половины приплода нынешнего года. Мне нет нужды вдаваться в по­дробности тех раздирающих сцен, которые происходили на битолийском базаре в январе и феврале месяцах, когда крестьяне-болгары, не имея средств кормить свой отощалый скот, с плачем отдавали его за бесценок местным кулакам. Однакож, чтобы выставить осязательнее количество потери, считаю не лишним помянуть, что стоимость в минувшем марте козьих и ягнячьих шкурок на базаре в Битолии была 1 и 2 пиастра, тогда как их обыкновенная цена 4 и 6 пиастров.

Государство, не принявшее никаких санитарных мер для отстранения этого бедствия, понесет убытку в нынешнем году от пошлин с прошлогод­него приплода в одном Битолийском санджаке не менее 700 тыс. пиастр[ов]; но особенно сильный недочет в его кассе окажется в будущем году, когда должен бы быть оплачен приплод нынешнего года.

Между тем с наступлением весны жители деревень должны были вновь выйти на работы на дорогах, которыми предполагается соединить центры страны с железною дорогою. Хотя по дестуру (турецким законам) можно требовать от жителей в год только четыре дня дарового труда, но уже в прошлом году они работали на правительство около месяца, оставаясь все время на своих харчах. Вдобавок их прошлогодний труд не пошел впрок вследствие непрактичности распоряжений генерал-губернатора Али-Саиб-паши, который, ради экономии, вверил главный надзор за ра­ботами своим адъютантам, неумелым в этом деле. Поэтому не удивительно, что, например, soi-disant[2] шоссе, соединяющее Битолию с городом Прилепом [25] и считавшееся к осени оконченным, зимою оказалось непроездным от грязи и воды, затопившей на нем, как бы нарочно, мосты. Нынешний год на этой дороге опять работают даром те же люди, которые работали и в прошлом году.

В Ускюбском (Скопийском) санджаке, и именно в уездах: Скопийском, Кумановском, Кратовском, Штипском и Кочанском, к вышепомянутым бедствиям (то есть к усиленному в этих местах падежу скота и даровой принудительной работе) присоединился недостаток зерна для посева; хотя турецкое правительство, из опасения вполне потерять десятинный сбор, роздало в октябре и ноябре месяцах до 55 тыс. константинополь­ских кило, составляющих каждое, как известно, 20 ок (до 60  фунтов). Этой помощи для некоторых местностей оказалось так мало, что, напри­м[ер] голодающие жители шести деревень Штипского уезда скопом яви­лись в половине марта месяца в Ускюб, требуя от мютесерифа хлеба и грозясь, в случае отказа, добывать его силою, где им случится найти.

В дополнение к этим данным, характеризующим бедственное состояние в экономическом отношении края, я должен прибавить, что с наступлением весны проявились затихшие зимою разбои. Так, 3 апреля в Флоринском уезде близ села Писодера в монастырь св. Троицы явилась шайка раз­бойников в 55 человек. Захватив с собою настоятеля помянутой обители и монастырскую прислугу, разбойники отправились на Касторийскую дорогу выжидать караван с путешественниками, возвращавшимися к св. Пасхе с заработков из Валахии, Константинополя и других мест. Ожидавшийся караван прошел на этот раз по другому пути, и вместо него поплатились своими кошельками и вещами 23 человека случайных путников, от которых одних денег разбойники отобрали до 500 лир. Гене-рал-губернатор, узнавший об этом 4 апреля, послал для преследования злодеев до 25 человек кавалерии; но войско вернулось в Битолию, никого не видевши. Замечательно, что, по известиям, полученным консульством, эта шайка отличалась некоторою организациею и имела при себе сигналь­ные рожки.

Около 15 апреля другими разбойниками была разграблена церковь в деревне Костенско Анасилицкого каймакамлыка; при этом несколькоиз поселян, хотевших защитить свой храм, поплатились жизнью.

Приведенные факты, убедительно говоря против турецкой админист­рации, не умеющей ни предупредить зло, ни во-время остановить его, а часто и не желающей этого сделать, делают излишними мои дальнейшие посильные из них выводы.


АВПР, ф. СПб. ГА, V А2, 1875 г., д. 142, лл. 25- 28. Копия.


[1] Согласно административному делению, введенному в Турции в 1864- 1868 гг., вся империя делилась на большие территориально-административные единицы - ви­лайеты, которые в свою очередь подразделялись на санджаки, санджаки - на казы, а последние - на нахии. Монастырский, или Битольский, вилайет охватывал всю западную Македонию и часть Албании.

[2] Так называемое (фр.).


Текст воспроизведен по изданию: Освобождение Болгарии от турецкого ига. - Т. 1. - М., 1961. С. 25-26.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."